Найти тему

Как масштабировать бизнес?

Оглавление

Возможность масштабирования бизнеса зависит от выбранной бизнес модели. Я бы даже сказал бизнес модель определяет возможность масштабирования.

Давайте разберем мой бизнес по продаже сельхозтехники.

Выручка ООО "АгрономЪ". Я был директором с сентября 2018 по декабрь 2021. В мае 2022 года продал долю из-за разногласий с партнером.
Выручка ООО "АгрономЪ". Я был директором с сентября 2018 по декабрь 2021. В мае 2022 года продал долю из-за разногласий с партнером.

В данном бизнесе существует две ярко выраженные бизнес модели «Агентская» и «Дилерская».

Если вы не читали мою прошлую статью "Примеры бизнес моделей", тогда вам следует прочитать её сейчас: https://dzen.ru/a/ZXZBCfyuazkocdPr
В статье вы познакомитесь с "Агентской" и "Дилерской" моделями. А далее я буду рассматривать, как масштабирование бизнеса зависит от выбранной модели.

Как масштабировать "Агентскую" бизнес модель

Здесь все просто, вы увеличиваете количество клиентов до тех пор, пока не упретесь в возможности завода, с которым работаете. Чтобы этого достичь достаточно сфокусироваться на рекламе и продажах. Вы просто ищите способы эффективнее рекламироваться и лучше продавать. И однажды вы обнаружите, что завод забит на месяцы вперед, и именно здесь вы упираетесь в потолок.

Для дальнейшего роста необходимо искать новый завод, и создавать новый отдел продаж. Но в целом, для это не требуется больших ресурсов. Агентскую бизнес модель легко масштабировать.

Скорость роста бизнеса ограничена тем:

  1. Насколько хорошо ты можешь создавать рекламу и продавать.
  2. Насколько много может производить выбранный завод.
  3. Насколько быстро ты сможешь найти новый завод и создать новый отдел продаж.

Как масштабировать "Дилерскую" бизнес модель

Для меня здесь все посложнее, но кому-то покажется легким. Вы нарабатываете базу клиентов и потом они покупают у вас каждый год.

Цель дилерской бизнес модели стать партнером фермеру:

  • Мне нужен плуг, - говорит фермер.
  • Я работаю с заводом Плугсельмаш, хорошее качество и бла-бла-бла, - отвечает дилер, перечисляя преимущества.

На следующий год:

  • Мне нужна сеялка, - говорит тот же самый фермер.
  • Я работаю с заводом Сеялкасельмаш, хорошее качество и бла-бла-бла, - отвечает дилер, перечисляя преимущества.

Таким образом главная задача подружиться с фермером, войти в доверие, и каждый год продавать ему. Поэтому в этой бизнес модели важно находится близко к фермеру, чтобы он мог приехать к вам в офис, посмотреть на вас, выпить с вами кофе или чего-нибудь еще.

Когда вы уже вступили в контакт со всеми фермерами в регионе, пора открывать филиалы в других регионах. В России есть крупные сети, которые развиваются по это схеме, но обычно, помимо сельхозтехники, они продают еще и запчасти.

Скорость роста бизнеса ограничена тем:

  1. Насколько хорошо вы можете подружиться с фермером (здесь важна компетентность).
  2. Насколько быстро можете вступить в контакт со всеми фермерами региона.
  3. Насколько быстро можете открывать филиалы (здесь важны финансы).

Как выбрать бизнес модель для быстрого масштабирования

Необходимо оценить, что проще именно для вас. Кто-то разбирается в интернете, кто-то разбирается в ведении переговоров, у кого-то мало денег, у кого-то много денег.

В целом моя компания работала по агентской модели, потому что:

  • Мы были ограничены в финансах, на старте мы с партнером скинулись по 100 000 рублей и начали работать.
  • Я неплохо разбирался в интернет рекламе.
  • У нас был товарищ, который работал и хорошо зарабатывал по агентской модели.

И самое правильное, что я мог сделать - сосредоточится на агентской бизнес модели. Но нас дважды "кидали" заводы, когда мы сделали их известными, поэтому я все время смотрел в сторону дилерской модели и в сторону открытия собственного производства.

Каждый раз, когда я отходил от агентской модели в сторону, я терпел неудачу. Я связываю это с тем, что я бросал область, в которой я имею высокую компетентность и старался развиваться в области, в которой у меня низкая компетентность.

Также я заметил, что смешивание моделей усложняет бизнес и делает его менее рентабельным. И вот примеры:

  1. Приходится платить налоги по более "дорогой" модели, в моем примере дилерская модель имеет более высокие налоги, и мы их платили, потому что я зачем-то допускал смешивание моделей.
  2. Бизнес процессы становятся сложнее, потому что движение клиента в компании отличается в разных моделях, поэтому мы тратили больше денег на автоматизацию бизнес процессов.
  3. Обучение сотрудников занимает больше времени.
  4. И так далее.

Мои выводы относительно того, как масштабировать бизнес

  1. В начале следует пробовать все, что можно.
  2. Когда сформируется конкретная прибыльная и масштабируемая бизнес модель, тогда следует сосредоточится на масштабировании и больше не смотреть в сторону.
  3. Не смешивать бизнес модели - бить в одну точку.

Спасибо за внимание! Да прибудут с вами миллиарды!