Я ни когда не перестаю думать о бизнес модели, пока она не сложилась в моей голове.
Бизнес модель - это очень простая вещь. Каждый успешный владелец бизнеса, на самом деле, разработал свою бизнес модель, но данный термин слишком умный, и поэтому в малом бизнесе редко используется.
Бизнес модель - это то, как мы собираемся зарабатывать. Я еще будучи школьником придумал одну «Бизнес модели»:
Поеду к бабушке на дачу, соберу яблоки, приеду в город, стану на рынке и продам их.
Всё! Это и есть простая бизнес модель.
Я никогда целенаправленно не изучал бизнес модели, но как-то интуитивно их искал.
Как создать бизнес модель?
Для этого следует ответить на 4 вопроса:
- Что мы продаем?
- Где и как мы это берем?
- Кому мы продаем?
- Где и как мы находим этих людей?
И вот перед вами простейшая бизнес модель:
1. Что мы продаем? Яблоки!
2. Где и как мы это берем? У бабушки на даче!
3. Кому мы продаем? Всем подряд!
4. Где и как мы находим этих людей? Стоим на рынке вместе с яблоками.
Пример бизнес модели сварочного цеха по производству навесов
У меня был сварочный цех и мы изготавливали вот такие навесы в частных домах:
- Что мы продаем? Навесы!
- Где и как мы это берем? Подготавливаем конструкцию в цехе, а далее монтируем на объекте!
- Кому мы продаем? Всем, кто живет в частных домах!
- Где и как мы находим этих людей? Разносим листовки по частным домам!
Пример агентской бизнес модели при продаже сельхозтехники
В 2016 году я продал бизнес по изготовлению навесов и судьба привела меня на рынок сельхозтехники. Мы продавали вот такую технику:
- Что мы продаем? Сельхозтехнику для обработки почвы!
- Где и как мы это берем? Мы находим завод, который производит качественную технику, продаем технику от имени завода, завод сам принимает деньги, сам исполняет обязательства, а нам перечисляет агентские!
- Кому мы продаем? Фермера с площадью пахотных земель более 100 Га!
- Где и как мы находим этих людей? Через рекламу в Яндексе и другую рекламу в интернете, продаем по всей стране!
На этой бизнес модели за 6 лет мы не плохо выросли. В один из годов объемы продаж составляли более 500 000 000 рублей. Простая бизнес модель - простые деньги.
Пример дилерской бизнес модели при продаже сельхозтехники
Мы не всегда были верны агентской бизнес модели, и часто я поддавался соблазну и смотрел в сторону дилерской бизнес модели.
- Что мы продаем? Сельхозтехнику для обработки почвы!
- Где и как мы это берем? Мы находим завод, который производит качественную технику, продаем технику от своего имени!
- Кому мы продаем? Фермера с площадью пахотных земель более 100 Га!
- Где и как мы находим этих людей? Через встречи и личные знакомства, основной упор следует делать на выстраивание отношений с фермером и повторные продажи, поэтому большенство клиентов живет где-то недалеко от нас!
Такая бизнес модель требует больших усилий, чем агентская, появляется больше процессов, мы платим больше налогов, несем больше ответственности. Но у нее есть весомые плюсы при масштабировании.
Какой должна быть бизнес модель
В первую очередь бизнес модель должна быть прибыльной. Сочетание ваших ответов на 4 вопроса должно приносить прибыль. А как может быть иначе? Я встречал людей, которые тратили на привлечение клиентов больше, чем зарабатывали. И я однажды запускал производство сельхозтехники, но так и не нашел способа произвести технику по приемлемой цене, в результате закрыл проект и зафиксировал убытки.
И конечно желательно, чтобы бизнес модель была масштабируемой. Если вы по знакомству нашли единственного заказчика и больше таких нет, то это не масштабируемая бизнес модель. Она не плохая, просто не масштабируемая. И напротив, если вы научились находить клиентов, и можете увеличивать свое предоставление, тогда это масштабируемая модель.
Для настоящего успеха очень важно найти прибыльную и масштабируемую модель. Тогда бизнес растет от года к году, а вы становитесь богаче и богаче.
Масштабирование бизнеса
Вопросы масштабирования бизнеса, и как оно связано с выбранной бизнес моделью, я рассмотрел в следующей статье: https://dzen.ru/a/ZXd1vQeH_gEm7yfG