Найти тему
Настя читает

Мои впечатления от книги «Убийство в кукольном доме» Брюса Голдфарба

Нет, это не детектив и не триллер. Полное название книги — «Убийство в кукольном доме. Как расследование необъяснимых смертей стало наукой криминалистикой». И по большей части это биография всего одного человека, как ни удивительно. Но давайте, как всегда, по порядку.

Что за фрукт?

Брюс Голдфарб — парамедик, следователь-криминалист, помощник главного судмедэксперта в Балтиморском центре судебно-медицинской экспертизы, журналист.

Брюс Голдфарб и один из кукольных домиков, о которых пойдёт речь дальше. // flickr.com
Брюс Голдфарб и один из кукольных домиков, о которых пойдёт речь дальше. // flickr.com

Помимо этого, он является хранителем «Этюдов на тему необъяснимой смерти» и официальным биографом Френсис Глесснер Ли, «матери» этих самых этюдов.

Френсис Глесснер Ли (1878–1962) — женщина, оказавшая огромное влияние на американскую судмедэкспертизу благодаря своей неуёмной энергии, упрямству, ну и что уж кривить душой, благодаря своему немалому состоянию и, соответственно, влиянию, которое оно ей обеспечивало.

Глядя на её годы жизни, которые я привела не просто так, можно предположить, что она не получала высшего образования, как тогда было принято, хотя она и мечтала связать свою жизнь с медициной. Однако, как и у многих женщин того времени, выбор жизненного пути у Френсис был не очень широкий — она вышла замуж в возрасте около 20 лет, родила детей и занималась тем, чем принято было заниматься леди на рубеже веков. Но у неё была одна особенная страсть. Девушка начала создавать точные миниатюрные копии, что-то вроде кукольных домиков. Например, на день рождения своей матери Френсис создала точную копию оркестра, который часто играл у них в доме. Некоторые инструменты на самом деле могли воспроизводить звуки, а музыканты были максимально похожи на настоящих, вплоть до самых мельчайших деталей. Это увлечение сделает впоследствии знаменитой Френсис Глесснер Ли.

Френсис Глесснер Ли за созданием своих миниатюр. // forbes.ru
Френсис Глесснер Ли за созданием своих миниатюр. // forbes.ru

Мои впечатления

Почему в названии книги есть слово «криминалистика», а я рассказываю про женщину, которая не имела ничего общего с медициной или полицией, но любила создавать домики? Потому что, несмотря на мои ожидания от книги, она оказалась по большей частью биографией этой самой женщины. Причём биографией довольно точной, и мы также довольно много узнаём о жизни её родителей и семьи мужа.

На самом деле, это в любом случае очень интересно — почитать о жизни реально живших людей в далёкой стране и в далёкое время. Но когда я прочитала название книги, я ожидала, что это будет более общее описание того, как зарождалась криминалистика в США. Ну и понимала, что там как-то будут фигурировать кукольные домики, на которых, вероятно, обучают специалистов (спойлер: тут я не ошиблась). Но дело в том, что всем этим Америка оказалась обязана всего одной женщине, которая после развода и смерти родителей получила полную свободу распоряжаться жизнью и деньгами, как ей заблагорассудится. А заблагорассудилось ей ухватиться за идею своего близкого друга, талантливого судебно-медицинского эксперта Джорджа Маграта о том, что судмедэкспертизу в США необходимо развивать, только вот непонятно как.

Помимо биографии Френсис Ли, из книги мы довольно много узнаём о том, кто такие коронеры, как они работают и почему эта деятельность устарела, но продолжает жить. И если раньше я думала, что мы уже очень далеко ушли от того, как нам показывают расследования в сериалах про викторианскую эпоху, то теперь вижу, что не всё так просто. В конце книги автор так прямо и заявляет, что всё то, что мы видим в многочисленных американских детективных фильмах и сериалах о том, как собирают улики, проводят различные экспертизы и прочее, работает ещё ой как далеко не всегда.

Френсис Ли боролась за то, чтобы служба судебно-медицинской экспертизы вводилась в штатах повсеместно, чтобы полицейских обучали тому, как нужно вести себя на месте преступления, и чтобы у судмедэкспертов были необходимые возможности и средства для помощи следствию, потому что очень часто именно их работа может привести к тому, что невиновный будет оправдан, а виновный наказан. За достижения ей первой из всех американских женщин дали звание капитана полиции.

Эта женщина сделала очень много и была занозой в одном месте для многих людей, которые пытались ставить палки в колёса, но опять же, мало кто мог устоять перед обаянием... нет, не Френсис, а её денег. Она понимала силу своего влияния и бессовестно пользовалась этим для достижения своих благих целей. А ещё она организовывала такие шикарные обучающие семинары для полицейских (которых отбирала и приглашала лично), что нельзя не завидовать им.

Миниатюра Фрэнсис Глесснер Ли. Место преступления: «Кухня». // forbes.ru
Миниатюра Фрэнсис Глесснер Ли. Место преступления: «Кухня». // forbes.ru

Однако в военное время даже деньги не всегда могли помочь. Как раз примерно в период Второй мировой войны Френсис вспомнила о давнем увлечении созданием кукольных домиков и решила использовать свой талант в новых целях. Одна из важнейших задач обучения полицейских заключалась в том, чтобы научить их находить улики и отсеивать ненужную информацию, но целую толпу обучающихся ведь не поведёшь на реальное место преступления, чтобы они там тренировались. Так что Френсис брала за основу настоящие истории убийств/самоубийств, немного изменяла их и создавала максимально подробные и точные модели, которые обучающиеся рассматривали на семинарах. Так и родились «Этюды на тему необъяснимой смерти». Только вот в годы войны доставать материалы для моделей было сложнее, чем в молодые годы Ли, и она порой шла на различные ухищрения. Например, в качестве какой-нибудь вещи, которую не удавалось создать другим способом из-за отсутствия материалов, женщина брала ювелирное украшение соответствующей формы, их достать было проще.

Миниатюры может теперь рассмотреть каждый желающий если не лично, то в Интернете, их фотографий полно. Однако ответы на эти загадки, а каждая миниатюра — это именно загадка, не раскрываются, чтобы на этюдах все ещё можно было тренироваться учащимся.

После прочтения книг или просмотра фильмов о реальных личностях мне всегда интересно поискать в Интернете больше информации. Любопытно, что в одной статье написали, что Френсис была единственной женщиной на своих семинарах. Однако Брюс Голдфарб пишет, что с какого-то времени на все семинары стали обязательно приглашать и женщин, хотя бы парочку. И Голдфарб рассказывает об этом довольно подробно, так что я всё-таки больше склонна верить именно ему.

Итог

Думаю, эта книга будет интересна всем любителям почитать биографии, особенно о людях, которые не получили такого широкого признания, чтобы о них знал каждый школьник. Хотя Френсис Глесснер Ли достойна того, чтобы её помнили хотя бы её земляки. В ней сошлись все звёзды: энергия, бесконечный энтузиазм, любознательность, желание развивать мир вокруг и финансовые возможности — для того чтобы дать огромной и неповоротливой системе большой пинок в нужном направлении.

Ну и, пожалуй, моя статья — предупреждение, что книга представляет собой именно биографию одного человека и окружавших его людей, нежели историческую справку о криминалистике в целом. Хотя и это там, конечно, есть, просто в меньшей степени.

Поделитесь в комментариях, чью биографию вы читали последней.