- Нас с вами ожидает встреча с творчеством артиста, при упоминании фамилии которого, на лицах большинства наверняка появится улыбка или, во всяком случае, добрые и положительные эмоции. Итак, я называю это имя – Михаил Светин!.. Именно с этих слов несколько лет назад, в 2016 году в Пензенском литературном музее состоялся творческий вечер, посвященный этому удивительному актёру с «большой-пребольшой харизмой».
Да, Михаил Семёнович Гольцман (такова была его настоящая фамилия) родился не в Пензе, а в Киеве, 11 декабря 1930 года. Однако, те четыре года, с 1966 по 1970, оставили у пензенских театралов весьма яркие воспоминания. И сегодня на сайте областного драматического театра имени А.В.Луначарского в разделе «Пресса» можно найти материал, подготовленный журналистами телеканала «Россия1. Пенза» 1 сентября 2015 года, на следующий день после его ухода из жизни…
«В Пензу актер приехал осенью 1966 года. Его первой ролью стал комиссар в спектакле «Шторм». Затем он сыграл в нескольких постановках Анатолия Гуляева (…) Комик Светин на пензенской сцене блестяще исполнил роли в «Испанском священнике», «Страшном суде», «Варварах», «Доме сумасшедших». У него была манера собственной игры, он был мастером импровизации. Но в 1970 году уехал в Ленинград, где и стал народным артистом России. После его ухода, амплуа Михаила Семеновича взял другой Михаил - Каплан. (…) Светин в последний раз был в Пензе в 1993 году — на 200-летии областного театра драмы».
…Мы с ним созванивались в 90-е годы, когда он служил в Санкт-Петербургском театре комедии им. Акимова, но встретиться с ним и взять интервью тогда не удалось. При этом о Пензе вспоминал он с самыми добрыми чувствами. Наверное, поэтому и пензенцы с готовностью называют его своим земляком, пусть и «опосредованным»…
Ну, а основная часть россиян хорошо запомнила его именно по кинокартинам. В кино Народный артист России Михаил Светин сыграл более сотни ролей, в том числе в фильмах «Афоня», «Чародеи», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Человек с бульвара Капуцинов»…
- Меня называют королем эпизодов, - говорил он о себе. - Сначала я на это обижался, но потом успокоился. Зато король! Кстати, королей, всяких гномов я много сыграл. Особенно в детских спектаклях. Долгое время в Малом драматическом театре играл Карлсона. С пропеллером, кнопкой. В антракте дети меня задаривали конфетами, и я их ел у них на глазах - не мог допустить, чтобы ребятня усомнилась в том, что я Карлсон. Так и стал сладкоежкой. А параллельно с ним, если вы помните, уже на сцене Московского академического театра Сатиры, роль Карлсона с большим успехом исполнял Спартак Мишулин…
В кино я пришел поздно - в 44 года. Хотя до этого 12 лет играл в провинциальных театрах. Моя первая работа в кино - главная роль в фильме «Ни пуха, ни пера». Потом Элем Климов пригласил меня в картину «Агония» на роль филера Терехова, который следил за Распутиным (в исполнении Алексея Петренко, моего друга). Но худсовет зарубил обнаженку - голых дам, за которыми я подглядывал. Эпизод в бане вырезали, и моя роль стала эпизодической. Но зато меня заметили другие режиссеры и стали приглашать сниматься.
Один из моих первых фильмов - «Афоня» Георгия Данелия, мне досталась роль шофера Воронкова. Тогда я не понял, что снимаюсь у большого мастера. Съемки проходили в Ярославле, я приехал на один день. Данелия предложил остаться подольше - захотел снять меня еще в двух сценах. А у меня в Питере должна была быть запись на телевидении, я начал отказываться. Ради меня на следующее утро подняли всю съемочную группу в пять утра - отсняли моего героя в эпизоде собрания, на котором обсуждают Афоню. Группа была на меня зла, и с Данелия мы плохо расстались, поругались. Он даже на озвучивание меня не вызвал, моего персонажа озвучил другой актер. Вот такой у меня дурацкий характер: когда нужно дружить с режиссером, я с ним ругаюсь. А когда лучше бы поругаться, дружу. Все у меня наоборот в этой жизни.
Когда Михаила Светина спросили, кто является его любимым режиссером, тот уверенно ответил - Леонид Гайдай. «Мне повезло, что он меня заметил и пригласил на пробы фильма «Не может быть!» Леонид Иович любил, когда актеры на съемках импровизируют и предлагают свои шутки. Даже ставил коньяк лучшим придумщикам. Помните сцену, когда брат жены Горбушкина (Невинный) отсылает ее разводиться? Она убегает, а мы с Вячеславом молча смотрим ей вслед. Сняли эпизод, а режиссер говорит, что нет точки. И тут я придумал фразу: «Береги ее». Только Невинный ее без смеха не мог произнести. И в фильме видно, что он с надрывом эти слова говорит.
В детстве Михаил мечтал быть похожим на Чаплина. В четыре года он уже посмотрел все фильмы с его участием, и называл его Чарличаплин - слитно. Мише казалось, что это не имя, а такая профессия - развлекать людей. Про него ведь тоже все соседи говорили: ребенок-вундеркинд. В три года играл в шашки, танцевал фокстрот, стихи читал. Потом окончил музыкальное училище. А вот в театральное в Москву не поступил… Приехал поступать. Нигде не брали. Говорили, мол, слишком маленького роста, некрасивый, зубы широко посажены, - вспоминал он. - Хотя, думаю, не брали из-за моей еврейской фамилии, которую я потом поменял на псевдоним. Тогда в Москве я увидел афишу выступления Аркадия Райкина. Выяснил, что он живет в гостинице «Москва», и там его буквально караулил неделю. Добился, чтобы он меня послушал. Райкин смеялся, глядя на меня, читающего отрывок рассказа Чехова «Оратор», и взял к себе в ученики. Я должен был сидеть на репетициях, наблюдать за игрой актеров. Но я был самонадеянным. Стал позволять себе делать замечания не только артистам, но и самому Райкину. И он меня выгнал. Правильно сделал. Когда я приехал в Ленинград, меня заметил Сонин - главный режиссер цирка. Сказал, что я прирожденный клоун и что он специально для меня напишет сценарий. Но мне казалось, что цирк - это балаган. А театр - искусство. Но я и есть клоун. И по внешности, и по сути.
Его коллеги по театральной сцене и кино с большой теплотой отзываются о совместной работе с Михаилом Светиным.
- У него был абсолютный слух на правду жанра комедии, - вспоминает режиссер Алла Сурикова. - Мы с ним две картины сделали - «Будьте моим мужем» и «Человек с бульвара Капуцинов». Каждая его фраза, которую он порой сам придумывал, уходила в народ. И не потому, что фраза такая уж замечательная, а потому, что так Миша ее произносил. «То, что мы сейчас с тобой увидим, - говорит он в «Бульваре Капуцинов» попугаю, - лучше б мы с тобой не видели». «Если женщина просит - то надо ей это дать. Иначе она возьмет сама». Когда старушка брала у него лекарство, он ей вслед кричал: «Десять капель перед стрельбой! Перед!» В этом, наверное, актерское счастье: актеры уходят из жизни, но остаются на экране.
- На роль Брыля пробовались другие артисты, - рассказывает режиссер «Чародеев» Константин Бромберг. - Но все они смотрелись в паре с Виторганом как бы на равных. И вот пригласили на пробы Светина. Они с Виторганом текст перед пробами повторяли. И мы увидели, как Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд. Это было настолько ярко, смешно! Они и создали практически всю атмосферу этого волшебного института «НУИНУ».
Светин - превосходный, тонкий артист. Но характер сложный. Перед съемками он придумал, что его герой должен быть в заячьей шапке. Мол, без шапки сниматься не буду. Костюмеры нашли ему шапку. Он постоянно устраивал такие мини-спектакли и в жизни. Всегда очень увлекался работой и заряжал своей энергетикой всех вокруг.
А вот коллеги по театру за глаза называли его «луч Светина в темном царстве». Я приведу здесь лишь три высказывания об актере, но и по ним можно многое понять…
Юрий Лазарев, Народный артист России, коллега по Петербургскому театру комедии им. Акимова: «У него было сильно развито драматическое начало, которое проявлялось в спектаклях. Он хотел быть драматическим актёром и говорил об этом. Многое ему, увы, сыграть не удалось. Например, Акакия Акакиевича Башмачкина. Светин стал получать драматические роли, когда ему было уже под 70. Редкий случай… Он и начал довольно поздно – под 50. До этого мотался без особого успеха по различным театрам. И лишь в 50 к нему стал приходить профессиональный успех»
Татьяна Казанова, художественный руководитель Государственного Академического театра комедии: «Самое главное, что он был любимым артистом зрителей. И эта любовь к нему выражалась бурно и искренне. В каждом городе, куда мы приезжали на гастроли, в кассы выстраивалась очередь, и первый вопрос, который задавали зрители – в каких спектаклях играет Светин? После спектакля у служебного входа его ждало много поклонников. Просили сфотографироваться, читали ему стихи, пели песни. То, что он серьёзно болел, знали немногие. Он не любил говорить об этом. Узнав о болезни отца, из Америки прилетела его дочь Светлана. Они друг друга очень любили, созванивались по нескольку раз в день. Обожал Михаил Семенович и внучек. Младшая, школьница, очень похожа на него – настоящая артистка! Старшая – преуспевающая художница».
Михаил Разумовский, Заслуженный артист России: «Для меня он ещё существует. И только телеканалы и телефонные звонки убеждают меня, что его больше нет. Это был разнообразный, разносторонний, имеющий большую амплитуду душа человек.
Юрий Никулин любил говорить, что настоящий клоун в жизни очень грустный человек. Михаил Светин был глубоким, серьезным человеком, который не раскрывал себя первому встречному. Но все, что он делал, было для меня необъяснимым. Понять, как ему это удаётся, я так и не мог».
…Согласитесь, сегодня заметно ощущается явный дефицит артистов с подобным комическим амплуа в отечественном кино. А потому и вспоминаем мы сегодня Михаила Светина с особым чувством…