Сегодня хочу познакомить вас с книгой, прочитав которую, я решилась начать вести свой канал про литературу. Это будет третья часть про сгорающие поместья, однако она коренным образом будет отличаться от предыдущих двух историй: сожжения Торнфилда и Мэндерли.
Если интересно, как я разбиралась с этой темой и на что похожи мои читательские будни, то заходите на мой телеграм-канал.
Сначала хочу рассказать про то, как я читала эту книгу. Выбрала я роман за то, что была наслышана о его готической атмосфере. Книга очень затянула, как раз засчёт детективной и готической составляющей. В середине я уже начала зевать, думая о том, как этот сюжет поистрепали будущие триллеры и фильмы ужасов (да так, что сюжет весь казался мне предсказуемым). Дочитав до конца, я изменила свое мнение и поняла, что были необычные вещи, которые захватили меня. Среди них:
- Особняк тут сгорает, но его поджигает главная героиня
- Книга заканчивается “счастливо” - сестры окончательно ограждают себя от людей, уже относившихся к героиням враждебно, однако они воспринимают для себя это как чистое счастье
Как раз после этого я пошла читать про “Ребекку” и “Джейн Эйр”, надеясь найти связь, объяснение, так как поместья там тоже сгорели. Довольно быстро стало понятно, что сестры Блэквуд имеют очень мало общего со второй миссис де Винтер и Джейн Эйр.
Немного о сюжете
Хочу рассказать о сюжете, так как мне кажется, что мало кто эту книгу знает. Завязка простая, но стоит предупредить, что будут подробности и спойлеры.
В семье Блэквудов произошла трагедия: в один день из жизни ушли 6 членов этой семьи, их всех отравили. Выжили дядя Джулиан, который теперь страдает от последствий отравления, Мэрикэт, которой тогда было 12 и которую в тот день оставили без ужина, и Констанция - та, на кого пало обвинение в отравлении. Эта история повлияла на всех троих, уже шесть лет они живут в замке - подальше от деревенских, которые недолюбливают аристократов, так ещё и таких странных и пугающих.
Женское пространство
Помните, как в “Джейн Эйр” было ярко показано, как пространство Торнфилда не дружелюбно к женщинам, не предназначено для них? Так вот у сестёр Блэквуд в этом плане все хорошо устроено.
Кухня - сердце дома. Констанция любит готовить, она часто бывает в этой части дома с Мэрикэт, на полках аккуратно стоят баночки с джемом, вареньем, соленьями, сестры часто обсуждают, что они будут готовить, что нужно купить. Напротив, части дома, где жила раньше мать, с которой у девушек были натянутые отношения, или мужчины семейства, стоят пустые. Сестры убираются там, но пытаются заходить как можно реже, даже не трогать предметы, не сдвигать их с места. Именно в “Мы жили в замке” очень видно разделение пространства и то, как пришельцы могут нарушить его.
Защита от чужаков
Первый пришелец - кузен Блэквудов, который приезжает с корыстных целями получить деньги, которые хранятся в доме. Что тут важно:
- Это роднит его с отцом сестёр, которого тема денег очень волновала
- Он поселяется в комнате мистера Блэквуда
- Кузен берет в свое пользование часы отца
Из этого видно, что Чарльз начинает играть роль покойного отца девушек. Он “воскрешает” эту фигуру, вживается в неё и начинает захватывать власть в доме. Под его влиянием поведение Констанции начинает меняться, также Чарльз грубо и жестоко обращается с Мэрикэт и больным дядей Джулианом. Мэрикэт чувствует в этом угрозу для их с сестрой гнездышка (заметьте, как Джулиан тут исключается, задвигается на второй план) и начинает предпринимать попытки заставить Чарльза уехать. Крайней мерой и становится поджег.
Горящий замок
Стоит заметить здесь, что сестры имеют психические отклонения. Констанция боится открытых пространств, а Мэрикэт подвержена магическому мышлению. Поэтому ее методы борьбы с чужаком очень странные на первый взгляд: она прибивает золотую цепочку к дереву, ломает отцовские часы, которыми Чарльз начал пользоваться. Мэрикэт идет на прайнюю меру и сбрасывает в мусорку газету Чарльза и еще тлеющую сигарету. Начинается пожар.
Это очень странный эпизод, потому что с точки зрения читателя он выглядит просто неадекватно: зачем поджигать собственный дом? Напомню, что повествование ведется от лица Мэрикэт, поэтому и посмотреть на этот поступок нужно ее глазами.
Девушка начинает пожар в “мужской” комнате, желая заставить исчезнуть Чарльза: мужчину, кузена, фигуру отца, узурпатора власти в доме, человека, который забирает у нее Констанцию.
Женщины у власти
Сейчас я приблизилась к взгляду на эту книгу, который показался мне очень необычным и интересным.
Всех членов семьи отравила Мэрикэт. У нее есть нездоровое желание, чтобы ее любили, вкупе с необузданной жестокостью, которую всю книгу она пытается взять под контроль. Например, все время она повторяет себе, что нужно быть добрее к дяде Джулиану, он болен, он умирает. Констанция определенно знала о том, что отравительницей выступала ее младшая сестра, так как покрыла ее, уничтожила улики. В книге она даже заявляет, что те люди заслуживали смерти.
Члены семьи, которых убила Мэрикэт не давали ей любви, которая была ей нужна, поэтому, можно сказать, что она создала свое собственное пространство, свою семью, которая ее устраивает. С Констанцией, которая выполняет для девушки роль матери, и безобидным “отцом” Джулианом, который никакой властью не обладает, а скорее наоборот - зависит от милости Констанции и Мэрикэт.
Происходит некое свержение мужской власти в доме: теперь им заправляет не Джон Блэквуд (отец девушек), который скуп, сух и груб, а сестры.
Знаете, что более интересно? Поместье сгорает не полностью. Единственным нетронутым местом остается кухня - то самое сердце дома, в котором Констанция и Мэрикэт проводят больше всего времени.
Дядя Джулиан умирает, девушки окончательно изолируются от мира. Теперь все, что у них есть - это общество друг друга и их кухня. Они не отвечают на крики людей, которые приходят, чтобы вывести их из замка, вернуть в общество, ни на воззвания Чарльза. Книга заканчивается непринужденным диалогом про то, что будет на завтрак, и фразой Мэрикэт: “Констанция, до чего ж мы счастливые!”
Можно увидеть, что сестры добились того, что им было нужно:
- они вдвоем
- дом принадлежит им, они сами могут управлять замком и распоряжаться в нем
- влияние, вмешательство и насилие извне исключены
Заключение
Таким длинным был мой рассказ про Чарльза, чтобы продемонстрировать на примере, как женщины в книге Ширли Джексон не просто отвергают мужскую власть, а свергают ее. Эта книга вмещает в себя намного больше, чем то, что я смогла здесь рассказать, ее можно рассмотреть и с темы ведьминства, и с темы психических расстройств героинь и их связи с сюжетом, и с темы самочувствия самой Ширли Джексон.
В книге есть интересный алгоритм. Сначала происходит передача власти от мужчин к женщинам после отравления, которое совершила Мэрикэт. Затем происходит отстаивание этой власти перед чужаками. Сожжение поместья в книге - это акт разрушения мужского пространства, теперь это не просто о том, что сестры управляют поместьем, а о том, что да, они им управляют и это только женское пространство, для “мужского” места не остается.
Книига необычная, мрачная, интересная - как раз для того, чтобы прочитать ее осенью. Надеюсь, это произведение заинтересует вас, что вы найдете в нем какую-то свою интересность или головоломку, как это получилось у меня.
Список литературы:
- Lynette Carpenter - The establishment and preservation of female power in Shirley Jackson's We have always lived in the castle