Окинава – самая дальняя префектура Японии и самый маленький из крупных японских островов. Географическая карта не передает в полной мере отдаленности его положения. На самом деле, от Токио до Окинавы примерно такое же расстояние, как от Москвы до Тюмени.
Еще несколько столетий ранее Окинава, входящая в архипелаг Рюкю, являлась совместным китайско-японским вассалом, и там существовало одноименное королевство. Его официально присоединили только в 1879-м году из-за того, что русские и американцы слишком вольно стали чувствовать себя в этих водах.
С того же времени здесь впервые стали массового селиться японцы. Из-за того, что обучение в школах осуществлялось только на стандартном японском языке, а позже – из-за распространения радио и телевидения, местные жители быстро ассимилировались. Сейчас на любом из местных диалектов (рюкюских языков много) говорят, в основном, старики.
Вообще, рюкюские говоры входят в большую семью японо-рюкюских языков. Но это не означает, что они даже в небольшой степени взаимопонятны. Лингвистическое расстояние между ними примерно такое же, как между английским и немецким. Также, есть немалая разница между южными рюкюсцами и северными: как языковое, так и генетическое.
Тем не менее, у японцев и рюкюсцев, включая жителей Окинавы, есть общее происхождение. Но оно не относится к относительно недавним человеческим миграциям, а скрывается во тьме веков. Те и другие являются потомками культуры Дзёмон – общества ранних охотников и собирателей, которые пришли на острова еще 15 тысяч лет назад. В то время Япония еще была полуостровом в Юго-Восточной Азии и имела сухопутное сообщение с материком. Так ее заселили древние люди, которые двигались из Кореи.
Впрочем, отдаленные острова Рюкю были освоены ими несколько позже. Из-за скудности ресурсов у них гораздо дольше продлился каменный век. А к выращиванию риса они перешли достаточно поздно, это случилось в начале 2-го тысячелетия н.э. Даже приток земледельческих колонистов периода Яёй на рубеже старого и нового тысячелетий, мало изменил Окинаву и прилегающие острова. Хотя именно он определил облик современной Японии.
Таким образом, в этническом смысле рюкюсцы являются смесью ранних охотников и собирателей культуры Дзёмон и поздних земледельцев-рисоводов культуры Яёй – точно так же, как и сами японцы. Однако, последние гораздо шире смешаны с земледельческими популяциями из Юго-Восточной Азии, которые пришли сюда, миновав Корею, в отличие от айнов и рюкюсцев. При этом, рюкюсцы маленьких островов имеют меньший дзёмонский компонент, поскольку новых соседей их земли не интересовали.
Также, имелся значительный приток мигрантов из «континентальной» Японии, который случился где-то тысячу лет назад в 11-м веке. Именно тогда на Окинаве впервые стали обрабатывать рис. Ранее основная масса населения проживала на побережье и занималась рыболовством. Отныне они ушли вглубь острова, где были лучшие почвы, подходящие для земледелия.
Так начался период Гусуку, который завершился тем, что в 15-м веке было создано государство Рюкю. Оно было полностью независимым, но по собственной воле приняло формальный китайский протекторат, что было необходимым условием для ведения торговли с Поднебесной.
Однако, связи со страной восходящего солнца были куда сильнее и глубже. Японцы – мореходы, в отличие от Китая, который всегда был сухопутной нацией. Уже в 1530-х годах на Окинаве стали появляться миссионеры дзен-буддизма, рюкюсцы начали проходить обучение в японских храмах. А в 1609-м году один из южных даймё с благословления сёгуна Иэясу Токугавы атаковал государство Рюкю и установил над ним японский сюзеренитет.
Так страна оказалась в двойном подчинении, что опять же, всех устраивало, поскольку Япония в период своей изоляции только таким образом могла вести свою внешнюю торговлю. Но во второй половине 19-го века произошла реставрация Мэйдзи. Сёгуна свергли, вновь стал править император, японцы открылись для окружающего мира.
Вскоре они осознали, что европейцы хозяйничают в их морях и решили изменить структуру своего рыхлого феодального государства. Была введена современная система управления, предполагающая деление на районы и префектуры. На Окинаву тогда вновь отправили войска, короля Рюкю вывезли в Японию, а страну провозгласили ее неотъемлемой частью.
Сейчас рюкюсцы и все окинавцы в целом считаются субэтносом японцев, а не отдельным народом. У них сохранилась особая культура с некоторыми остатками матриархата. Их кухня и обычаи отличаются от японских, к тому же, сохранилась особенная рюкюская религия.