Найти тему
Святополе

Про многогранный образ Учителя

Еще в школе я уяснила, насколько важна фигура преподавателя при формировании отношения к предмету (а в дальнейшем, как следствие, возможно даже при выборе профессии). И с тех пор я время от времени возвращаюсь к размышлениям над образом Учителя, который со временем становится все более объемным и многогранным.

Постепенно этот образ перекочевал из школьных стен в университетские, а потом и в жизнь в целом. И в итоге я пришла к тому, что, в целом, вообще каждый человек может стать для меня учителем. Вопрос только в том, будет ли он с большой буквы и захочу ли я продолжать у него учиться, или это «вынужденный», а потому временный этап жизни (типа сдал экзамен и забыл, как страшный сон, а не остаешься после уроков, чтобы пообщаться с учителем, и не ходишь на его факультативы).

Не меньше этот вопрос стал занимать меня и в рамках моих (прежде всего) отношений с животными. Вот вроде бы я их чему-то обучаю (от нужных мне правил поведения в быту до каких-то трюков, которые пусть и не имеют прикладного значения, но эффектно выглядят или просто интересно им обучать). Вроде как у животных и выбор-то не всегда есть – учиться или нет: в любом случае приходится как-то реагировать на мои действия. С другой стороны, мне хочется сделать процесс обучения интересным для хвостатых (для каждого в отдельности! Ведь они тоже индивидуальны по складу характера и усвоению материала), таким, чтобы им хотелось ходить ко мне «на занятия», имея при этом выбор поспать, отдохнуть или поиграть с сородичами.

При этом и я у них тоже учусь. И в этом есть отдельная важная для меня мысль о том, что учительство – это процесс с обязательной обратной связью, которая предполагает и твое собственное развитие и даже изменение поведения (подстройку, сонастройку и пр.). То есть если, например, лектор выходит, отчитывает лекцию (выученную или по бумажке), совершенно не работая с аудиторией, то он, конечно, вроде как выполнил свою функцию – поделился информацией. Но… это явно не тот преподаватель, у которого я хотела бы учиться. И эффективность от таких занятий будет намного ниже, чем если бы он включался в процесс общения с аудиторией. Но для этого в том числе порой необходимо признавать и свое «несовершенство» и возможность ошибиться. А это, к сожалению, многие учителя (по крайней мере официально носящие этот «титул» и по моему личному опыту) не готовы это делать, считая себя истиной в последней инстанции.

Я часто сейчас размышляю над этим, не только работая с животными, но и сама начав официально преподавать в институте. Впрочем, не только там. Мы вообще постоянно учимся, даже если не посещаем какие-то курсы и не осознаем этого. Удивлены? Но ведь любое событие или наше действие, которое приводит к желанному или нежелательному результату, по сути, и есть процесс обучения (по крайней мере с точки зрения работы мозга). Позволили себе поваляться в кровати лишние 5 минуток, потом опоздали на работу и получили выговор от начальника? В следующий раз вы уже подумаете, а стоит ли так делать. Вот вам и процесс обучения. Приехали к нам в гости покататься на собачьих упряжках? Вот вам и новые навыки, и информация. Конечно, с одного раза вы не научитесь и не станете каюром, но вы уже будете знать больше, чем до этого момента. А главное – вы будете знать, что´ не знаете! И часто одного этого уже достаточно, чтобы расширить свои представления о мире.

В общем, тема обучения и образ Учителя не просто очень мною любимы, но и весьма и весьма актуальны для меня. Но, кажется, так уже давно было. Просто сейчас они стали еще большее широкими, сложными и важными.

И, как всегда, я с радостью подискутирую с вами на эту тему, обсужу какие-то интересные мысли. Может, даже во время езды на упряжке!

Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости !