Часть 1
Вступление
Подводная лодка, вооруженная торпедами и артиллерией, лишь только она погрузилась в подводное положение, и наблюдатели потеряли её из виду, немедленно была признана всеми флотами мира как вновь появившийся на свет грозный военный корабль. Её действия в подводном положении стали непредсказуемыми, а потому опасными для противника. Стало невозможным обнаружить лодку и поразить её. Такое её свойство, как возможность скрываться с глаз противника под водой, оказалось сравнимым со свойствами непробиваемой брони надводного корабля, защищавшей его от поражения артиллерийскими снарядами.
Визуальная скрытность подводной лодки стала её непреодолимым оружием защиты. Подводная лодка вероятного противника также получила аналогичные свойства, однако, погрузившись под воду, она тоже не имела возможности обнаружить лодку противной стороны.
Правда, в условиях бурного научно-технического прогресса ХХ века это преимущество подводной лодки не могло долго оставаться неколебимым. Оказалось, что подводная лодка, использовавшая работу различных шумящих механизмов для движения и выполнения свойственных ей действий, не могла не создавать весьма заметного собственного акустического поля. Шумели и вибрировали в турбулентном водном потоке, омывающем движущуюся лодку, и части её корпуса, и рули, и винты.
Сначала на лодочные шумы просто не обращали внимания, поскольку средства их обнаружения и локализации только начали появляться. В советском ВМФ в первый раз на возросшую степень потери лодками скрытности из-за её шумов обратили осенью 1940 года. Так, 7-14 октября на совещании представителей Главного Морского штаба, морской авиации и Военно-морской академии по вопросу об освоении опыта современной войны (первого года Второй мировой войны и Зимней войны с Финляндией) в «Выводах и предложениях по использованию подводных лодок….» впервые было заявлено: «…10. Особое значение в современных условиях приобрела малая шумность подводных лодок. Это предъявляет требования не только к организациям, строящим подводные лодки, но и к личному составу…»
Тогда Судостроительная промышленность страны никак не отреагировала на приведенное выше заявление, а флот выдал подводникам вместо сапог – сандалии и ввёл в обиход редкую неофициальную команду: «Стоп всё!!!». После этого у нас на акустическую скрытность вообще перестали обращать внимание, будто бы её никогда не было.
Технические средства гидроакустики на флоте зародилась сначала в виде приборов и устройств, позволявших осуществлять звукоподводную связь. На рубеже XIX и XX веков в развитых странах уже приступили к изучению распространения звука в водной среде, стали создавать технические средства, позволяющие освещать обстановку в море, используя акустические поля.
В 30-х годах такие гидроакустические станции стали появляться и на советских подводных лодках. Лодки начинали терять неуязвимость не только от сил надводного флота, но и от себе подобных.
Пройдёт время, и военно-морские специалисты признают подводную лодку одним из самых эффективных кораблей в борьбе с подводными лодками. Опыт Второй мировой войны дал твердое подтверждение необходимости проявить самый основательный интерес к снижению уровня шумов подводных лодок, без чего просто невозможно в новых условиях обеспечить им необходимую скрытность, а следовательно, и эффективность. Несоблюдение этого требования вело к ослаблению этого класса кораблей, что понимали во многих флотах мира.
Очень хорошо роль обесшумленных лодок понимали в Kriegsmarine. В 1945 г. на верфях Данцига наши войска захватили как трофеи 20 недостроенных немецких подводных лодок XXI серии (с U 3538 по U 3557) вместе с документами. Лодки вошли в состав БФ.
17 единиц сдали на слом в апреле 1947 и феврале 1948 гг. Три единицы затопили при испытаниях оружия в 1947 г.
05.11.1945 г. в Либаву английскими моряками приведены 4 капитулировавшие германские подводные лодки XXI серии U 3515, U 2529, U 3035 и U 3041 в исправном состоянии (в составе БФ именовались Б-27, Б-28, Б-29 и Б-30 соответственно). Лодки находились в боевом составе советского флота по 1955-1957 гг. Это были самые малошумные дизель-электрические лодки, которые когда-либо плавали под советским флагом до появления лодок проекта 877.
В Либаве каждый офицер знал, что на “немках” установлены малошумные винты, часть механизмов имеет амортизацию, а поверхности их корпусов защищены антигидролокационным покрытием «Альберих». Главные гребные электродвигатели (ГГЭД) этих лодок (2х2GU 365/30, мощностью по 2500 л.с. каждый, при 1675 об/мин) передавали своё вращение на валопроводы через понижающие редукторы.
Несмотря на повышенную мощность машин, шумность лодок XXI серии, следовавших со скоростью 15 узлов под ГГЭД, была сопоставима с шумностью американских эскадренных лодок идущих под ГГЭД со скоростью 8 узлов! Захваченные документы были переведены на русский язык.
ЦКБ-18 и другие бюро пользовались ими при проектировании подлодок 613, 611, 651 и других проектов. Проблему шумности решать не пытались, разве что предпринимались некоторые попытки несколько снизить её уровень, но это были только попытки.
Вот что тогда говорилось: «… На подводных лодках проекта 651 был применён движительный комплекс в составе малошумного гребного винта и направляющей насадки. <…> Благодаря применению противогидролокационного и шумозаглушающего покрытия, звукоизоляции механизмов от корпуса лодки, нового движительного комплекса и других мероприятий, уровень шумности подводной лодки получился ниже, чем на других дизель-электрических подводных лодках, хотя и не удовлетворял всем требованиям ВМФ. Разработка рабочих чертежей и технической документации была начата в первом квартале 1959 года и закончена в первом квартале 1960 года …».
Когда у нас пришла пора строить атомные лодки (1952 г.), о шумности не думали по инерции и не хотели думать. Главный конструктор В.Н. Перегудов пишет, что в задании на проектирование головной атомной подлодки 627 проекта о шумности вообще не было речи. Успокоенные таким поворотом дел конструкторы АПЛ проектов 627А, 658, 659 и 675 не стали заниматься этим вопросом, как если бы шумность перестала оставаться важнейшим фактором боеспособности этих кораблей. А ведь все предпосылки к раздумью тогда были налицо. Или не хватило воли и, сославшись на недоработанное техническое задание Главного штаба ВМФ, можно было не беспокоить себя борьбой с шумностью?
Вскоре Главный штаб разработает технические требования к допустимой шумности атомных подводных лодок, но они ещё долго будут оставаться на бумаге. Из года в год, получив на госиспытаниях неудовлетворительный результат по шумности очередной построенной АПЛ, промышленность успешно добивалась «приёмки в казну» этой единицы на основании «совместного решения».
В документе указывалось, что эта единица принимается флотом, хотя её шумность выше допустимых требований, однако последующий заказ должен приниматься строго в соответствии с требованиями. На очередном заказе всё повторялось. Так продолжалось почти два десятилетия. Правда, первые атомные подводные лодки оденут в антигидролокационные покрытия типа «Альберих», что никак не повлияет на снижение их шумности.
Так первое поколенье наших атомоходов и проплавало под именем «ревущих коров», как прозвали их тогда наши нынешние «вероятные союзники». Первые американские атомные подлодки тоже не обладали допустимым уровнем шумов.
Только американцы поступят по-иному. Заполучив немецкие лодки XXI серии, они досконально изучат их самих и технологические процессы изготовления их механизмов (особенно редукторов, считавшихся и у нас основными источниками шумов), объявят снижение шумности своих лодок национальной проблемой №1 и решат её за 10 лет, используя опыт немцев, при этом не приостанавливая строительства своих лодок.
Неумолимо наступала пора строить атомные подводные лодки второго поколения, способные создать паритет вероятному противнику в условиях Холодной войны на море. Вот что пишет Генеральный конструктор подводных лодок 667А проекта Сергей Никитич Ковалёв об этом периоде: «При создании подводных ракетоносцев второго поколения решались две главные задачи: обеспечить высокую надёжность ядерной энергетической установки и резко повысить мощность и эффективность ракетного оружия». Правда, одновременно он говорит, что «у нас была развёрнута гигантская работа по снижению шумности…». Опять проблема обесшумливания оказалась отнесённой к второстепенным задачам.
Развернуть «гигантскую» работу ещё не значит приступить к обесшумливанию кораблей. В таком же положении оказались атомные подводные лодки других проектов, составившие второе поколение. В результате мы наблюдали следующее соотношение:
Без большой ошибки приведённые уровни шумов можно использовать для относительного сопоставления дальностей обнаружения этих подводных лодок. Давая оценку возможному упреждению в обнаружении подводной лодкой «Sturgeon» подводной лодки второго поколения проекта 671 («Victor I»), можно с достаточно высокой вероятностью предположить, что она составляет: 72/45 = 1,6. Примерно в таком же положении оказывались подводные крейсера проекта 667А (РПК) по отношению к многоцелевым подводным лодкам НАТО. И если, как показал опыт, противолодочная подводная лодка противной стороны (ПЛАП) обнаруживала наш ракетоносец на дальности около 120 каб., а уверенно следила за ним на дальностях 80-90 каб, то сама могла быть обнаружена, в лучшем для РПК случае, лишь на дальности 75 и менее каб. Нельзя забывать и того, что развёрнутая на океанском театре система дальнего обнаружения подводных лодок SOSUS играла не последнюю роль в наведении лодок НАТО на наши ракетоносцы.
©Э.А. Ковалёв
Перед Вами фрагмент статьи из сборника статей "Подводный флот отечества" №15/2008
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!