В последние годы появилась своего рода мода: держать в качестве домашних любимцев некрупных диких кошек (первенство уверенно держит каракал). Если заглянуть в Интернет, можно и предложения о продаже котят манула увидеть. Вот только «вестись» на них не стоит – по целому ряду причин.
Упитанный кошачий барин
Манул (Otocolobus manul) – одна из самых загадочных диких кошек. О существовании манула известно давно, но прискорбно мало.
По виду и размерам манул очень схож с домашними кошками. Его средний вес – 2,5-4 кг (то есть именно как у средних домашних Мурки или Барсика). Туловище несколько короче, чем в среднем у домашней кошки – 45-65 см, лапы тоже немного короче, длина хвоста – 20-30 см.
Однако выглядит манул куда более тяжелым, упитанным и коротколапым, чем есть в действительности. Все дело в том, что у него очень густая и длинная шерсть – длина шерстинки может достигать 7 см! Это самый густошерстный из всех котов, больших и малых! Цвет меха серый, с нечеткими полосами.
Морда манула плоская и кажется все время расстроенной и недовольной. Такой эффект создают уши: короткие, широко расставленные, небольшие. Они кажутся все время прижатыми к голове, как у испуганной кошки. Даже слово Otocolobus, использованное в названии вида, означает «уродливое ухо».
Манул относительно неловок (особенно как для кошки), он не любит прыгать, бегать, лазить. Сочетание медленных движений с «солидностью» и «упитанностью» делает его эдаким кошачьим боярином. Но это на вид.
На деле манул довольно уязвимое животное, хотя и отличный охотник. И ныне численность этих котов в мире быстро снижается – по оценкам ученых, их осталось около 58 тыс., причем большая часть приходится на Монголию.
Однако и в России манулы есть. Преимущественно их можно увидеть в Туве и Забайкалье. Общее их число определяется около 4 тыс. особей. Но учитывать манулов очень сложно – они скрытны, и к тому же ведут преимущественно сумеречный и ночной образ жизни.
Манулы – единый вид, но в нем выделяют три подвида: обыкновенный, или сибирский; закаспийский, или среднеазиатский; тибетский. Иногда эти подвиды называют видами, но это не так. Различаются они по региону проживания и окраске шкурки. Тибетский манул имеет серебристую шерсть и довольно выраженные полосы, закаспийскому свойственен рыжеватый тон, сибирский имеет классический серый окрас с легкой полосатостью.
Окрас позволяет кошкам прекрасно маскироваться на местности. Среди пыльных камней или травы манула в прямом смысле в упор не видно.
Он вообще мизантроп и личность необщительная. Манул обычно живет среди скал или занимает брошенные норы барсуков, лис, сурков. Охотится без резких телодвижений, терпеливо поджидая добычу в засаде и заканчивая дело одним четко рассчитанным броском. Что до добычи – это обычно разные полевки, сурки, небольшие птицы, иногда и зайчата.
История о кошке, гуляющей сама по себе – это про манула. Они одиночки. Только в начале весны, когда у них начинается «март», кошка терпит присутствие кота (точнее, нескольких котов). И дерутся коты-манулы за благосклонность прекрасной дамы не хуже уличных васек и барсиков.
Кстати, мяукать по-настоящему манулы не умеют – их голос скорее похож на лай. А вот мурчать – пожалуйста.
Из-за скрытности этих котов их биология все еще изучена слабо. Возможно, из-за этого о манулов распространяется информация, не соответствующая действительности.
Сказки кота манула
Можно хоть с начала начать. Первым сделал описание манула известный ученый П.С. Паллас в 1776 году. Но назвал он его Felis manul, а вовсе не Otocolobus manul, как принято сейчас. Это название было дано коту русским зоологом Н.А. Северцовым в 1858 году.
А в 1888 году У.Т. Бланфорд (Великобритания) предложил именовать манула палласовым котом – в честь П.С. Палласа. Официальным название не стало, но используется параллельно, как дань уважения действительно заслуженному ученому. И да, «манул» – просто «дикий кот» по-монгольски.
Далее. Во многих источниках можно встретить уверения, что манул – предок современных домашних кошек персидской породы. Но это не так.
У манула есть характерная и немаловажная особенность, не встречающаяся у домашних кошек, в том числе и персидских. Зрачок его всегда остается круглым. У домашних же кошек при усилении освещенности он делается стрельчатым и даже щелевидным.
И наконец самое интересное. Почему же все-таки даже при наличии достаточных сумм свободных денег и возможности соорудить полноценный вольер не стоит рассматривать манула в качестве домашнего животного?
Да просто все! Манулы не приручаются! Даже если взять их новорожденными котятами! Никакой Куклачев не возьмется!
Ну посудите сами. Манул – принципиальный одиночка, даже котята в 4-5 месяцев уже покидают мать! Эти коты не любят и принципиально отказываются общаться – о каком приручении и дрессировке может идти речь?
В зоопарках ныне манулов содержат – сейчас таковых 100 штук насчитывается, даже Московский зоопарк избрал этого кота своим символом. Но посетителям редко удается эту редкость разглядеть – манулы упрямо прячутся и не желают выходить к людям!
Притом манулы довольно агрессивны, и свое желание остаться в одиночестве могут убедительно аргументировать когтями и зубами. Не смертельно, но чувствительно.
Кроме того, у них довольно слабый иммунитет, и в неволе они часто цепляют многочисленные болезни. Причем хворь, от которой обычная домашняя кошка, что называется, и ухом не поведет, для манула может оказаться опасной.
В некоторых зоопарках уже научились получать от манулов потомство, хотя обзаводятся им эти кошки в неволе не слишком охотно. Но все сотрудники единодушны: даже родившиеся в неволе котята в полной мере обладают диким нравом своих свободолюбивых предков! И сделать из них милого домашнего мурлыку – безнадежная затея.
В защиту пушистых мизантропов
От получившегося замкнутого круга в результате терпят в первую очередь сами манулы. Их скрытность и необщительность мешают обстоятельному изучению их биологии и поведения. Отсутствие полных знаний не позволяет наладить охрану вида, и численность манула сокращается. И опять же скрытность и трудности содержания вневоле затрудняют восстановление численности таким путем.
Манул – охраняемое краснокнижное животное. Его защищают на международном уровне, он охраняется в РФ, Китае, Киргизии. Соответственно, на него запрещена охота, подсудным делом является торговля шкурками. Ну и котятами – та самая, которую вечно норовит рекламировать Интернет.
Но численность манула сокращается отнюдь не только из-за охоты. К этому приводит освоение человеком традиционных для кота мест обитания, распространение инфекций, сокращение численности потенциальной охотничьей добычи.
Манулы достаточно уязвимы и перед другими хищниками. Их легко убивают пастушьи собаки – ну кошка и кошка! Им угрожают волки. Коты не выдерживают конкуренции с лисами и хорьками.
Наконец, убийственное значение имеет так называемая фрагментация ареала, то есть рассечение освоенными человеком территориями регионов проживания кошек. Как прикажете сохранять численность, если территорию кота от территории кошки автострада отделяет?
Сейчас уже существуют международные соглашения об охране манула, и люди стараются принимать меры к тому, чтобы оставить этим котам пригодные для жизни уголки на планете. Но тут включается проблема неизученности: не всегда понятно, какие именно охранные меры дадут желаемый результат.
Но хорошо уже и то, что люди твердо решили: манул им нужен и они желают, чтобы он жил! Обычно если люди чего-то действительно добиваются – они это получают.