Найти тему
Дневник впечатлений

"Театральный роман" в мастерской Фоменко: готовьтесь к театру!

Есть спектакли, на которые можно пойти просто так. Вот захотел ты внезапно в театр - бывает же такое? Да хотя бы в ближайшую пятницу. Что там идет? Так, комедия, трагедия, мюзикл... О, пойду-ка вот сюда. Название прикольное, звезда сериалов играет главную роль, театр в центре у метро - всё сложилось!

Купил билет, пришел, выпил в буфете коньячку, посмотрел, получил удовольствие (а может, не получил - тут уж не угадаешь) - и всё. Поход в театр состоялся. Есть, что коллегам рассказать.

А есть спектакли, к которым надо готовиться. Хотя бы элементарно. Просто, чтобы не чувствовать себя, простите, идиотом, который не понимает, что происходит на сцене.

"Театральный роман", который уже более 10 лет с успехом идет на сцене мастерской Петра Фоменко, относится именно к таким спектаклям. Не зная истории создания Михаилом Афанасьевичем Булгаковым этого произведения, сложно разобраться в действии.

Скажу откровенно: я не готовилась. Более того! Из всех произведений Булгакова я не читала одно: "Театральный роман". От сокрушительного фиаско меня спасла только любовь к Михаилу Афанасьевичу, а также интуиция и элементарные знания об истории Московского художественного театра. Впрочем, в каком-то смысле так было даже интереснее: не знать точно, что имел в виду автор, а думать, вспоминать и в конце концов угадывать.

Втянулись в действие мы не сразу. Примерно первые полчаса спектакль неспешно разгонялся, а мы слегка скучали. Я уж начала думать, что это тот самый редкий случай, когда мне не понравится "фоменковская" постановка. С ужасом вспоминала, что спектакль идет аж три часа, и порывалась задремать.

Но внезапно! Все переломилось в один момент. Какой именно - не буду говорить, дабы не портить интригу, вдруг вы не смотрели, а только планируете? С этого самого момента Х спектакль как будто полетел, а зрители включились и начали живо реагировать.

Поначалу мне было сложновато ориентироваться в загадках Михаила Афанасьевича. Но я упорно "слышала" в отрывках романа, который написал и читал главный герой, "Белую гвардию". А потом понемногу открылись и другие подсказки: лошадь как символ Независимого театра, два режиссера Иван Васильевич и Аристарх Платонович и многое другое... Собственно, даже если бы кто-то не догадался, то грим "Ивана Васильевича" не оставлял публике шансов - перед нами сидел сам Константин Сергеевич Станиславский собственный персоной. Как на фото!

-2

И вот когда, как выражаются мои друзья, все "отсылочки и пасхалочки" расшифрованы, ты получаешь полное впечатление от спектакля, и тебе хочется говорить о нем, обсуждать, делиться, думать... И перечитывать Булгакова.

"Театральный роман" для меня лично в очередной раз доказал: спектакли мастерской Петра Фоменко равнодушными не оставляют. Пока я видела там не так много постановок, но каждый раз это эмоции, впечатления, сильный отзвук в душе и желание обсуждать.

Нельзя не сказать отдельно про актеров - они здесь какие-то особенные. Не знаю, в чем дело, но будто сделаны из другого теста. Даже самая маленькая роль - яркая и запоминающаяся. А исполнитель главной роли Кирилл Пирогов - тут я не могу быть объективной, много лет это один моих любимейших актеров.

-3

И сам театр... Он настолько необычен во всем - начиная от архитектуры и заканчивая публикой, которая не вскакивает и не мчится в гардероб вместо того, чтобы поблагодарить актеров аплодисментами - что хочется приходить сюда снова и снова.