Биография Николая Цискаризде для меня о том, что мало родиться с даром, чтобы прожить счастливую жизнь. Иногда немало сил надо приложить для того, чтобы заниматься именно тем, что любишь, к чему у тебя прирожденный талант, а не чем легче, спокойнее, или окружающие говорят.
С детства он слышал с одной стороны: “Мужчины в нашей семье становятся юристами”, а с другой: “Все артистки – проститутки”. А еще, что нормальные мужчины в балет не идут. Идут только те, кого матерным словом называют.
А в Грузии социум значит гораздо больше, чем у нас. И тогда он значит еще больше, мне кажется, чем сегодня. Пойти своим путем значило буквально пойти против всех.
Сначала мама сказала ему, что хореографического училища в Тбилиси нет, но он ребенком его сам нашел. Она все равно повела его на танцы, он не сдался. Казалось бы, когда добрался до балетного станка, можно и выдохнуть?
Но он хотел выступать в Большом театре, а для этого надо в Москву. 2 раза он получит жесткий отлуп при поступлении в московское училище: “Ваш мальчик танцевать не будет никогда, уведите его.” И что? И поехал третий раз.
А когда он поступил, все стало еще сложнее: из теплого Тбилиси, где маленького Нику все знали и любили, где уважали его семью, где он был своим, он попал в холодную Москву мальчиком из аула. Его так и звали – и в глаза, и за глаза. Представляете, он и тут не уехал, хотя мог. И как бы все были счастливы.
В своей книге он много пишет о преподавателе, в чей класс он попал, и который его сразу невзлюбил – Петре Анатольевиче Пестове.
“Ни в первый, ни в последующие дни занятий он не спросил, как меня зовут. Я был для него просто Грузин, а через полгода стал что-то на “ц”. Любое слово на “ц”: цапля, цыца-дрица, в общем – что-то гадкое на “ц”.
“От Пестова я каждый день слышал, что ни на что не годен.”
И так все обучение в училище. Я читала и чуть не плакала: как можно столько гадостей на мальчика вываливать.
И только потом я увидела, зачем. Точнее, Цискаридзе увидел, а я в его биографии прочла: “Стоило мне появиться за кулисами, он (артист большого театра, которого Цискаридзе обошел) встал рядом и до моего выхода на сцену продолжал говорить отвратительные вещи (что я уродливый, блатной, недостойный работать в Большом и т.п.). Меня это вывело из себя? Нисколько! Для меня его оскорбления были ничто. Меня Пестов натренировал.
В выпускном класса Петр Анатольевич год был занят тем, что каждый раз доводил меня до слез. Помню, я тогда позвонил и сказал: “Петр Анатольевич, вы меня выдрессировали. Я понял, зачем вы это делали!”
Потому что балет и Большой театр – не лужайка, полная единорогов. Чтобы там выжить, одних ног от ушей мало.
Ну и вишенка на торте.
После выпускного экзамена было распределение. Цискаридзе получил предложения пойти солистом в “Станиславского” и “Классический балет” и в кордебалет в Большой. И он выбрал второе. В шоке были все.
Я примеряю на себя: смогла бы я в своей жизни сделать такой шаг? Когда вот тебе корона, но царство поменьше. А ты готов войти пахать и пробивать себе еще неизвестно как долго дорогу к трону там, где реально хочешь быть. Это ж такое искушение.
Но в общем, вот так цели и достигаются.
О том, как достичь своих, даже самых больших целей, с помощью внедрения простых привычек, рассказываю в ТГ канале "Привычки на отлично".
Прямо сейчас говорим о том, как Бетховен создавал свои шедевры, и при чем тут привычки https://t.me/perfecthabits/342