«У нас есть старший сын, он приемный. В семье уже более двух лет. Скоро ему исполнится 17. И вроде бы взрослый парень, учится в колледже на автомеханика, у него даже есть девушка, но порой он ведет себя как маленький ребенок. Это выражается в отсутствии всякой ответственности за поступки, невыполнении домашних обязанностей. Мы все время слышим: «А чего я?». Это очень раздражает и меня, и отца. У нас есть кровный сын, ему 14. Но иногда кажется, что старший – он, потому что ведет себя намного взрослее и ответственнее. Скажите, почему это происходит, и как повлиять на поведение старшего ребенка?»
Подобное поведение ребенка, пережившего опыт сиротства, – явление достаточно частое. Это проявление инфантилизма.
Что такое инфантилизм? Это незрелость в развитии, проявление наивного подхода в быту, в работе, во взаимоотношениях и т. д. Психический и психологический инфантилизм выражается в «детском» поведении, незрелости эмоциональных реакций и мышления. Инфантилизм характерен для детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, живущих в детских учреждениях.
В чем выражается инфантилизм у детей-сирот?
- Задержка понятий «нельзя» и «надо»
- Отсутствие чувства дистанции в отношениях со взрослыми
- Неумение правильно оценивать ситуацию и регулировать поведение
- Неумение предвидеть развитие событий, возможные опасности и угрозы
Что вызывает задержки в становлении личности?
Отсутствие доверия. Чтобы ребенок начал совершать самостоятельные действия, ему в первую очередь нужно доверять. Отсутствие доверия и позитивного примера от значимых взрослых приводит к инфантилизму.
Негативные утверждения со стороны взрослых. Деструктивные родительские фразы (даже те, которые говорятся не всерьез) совсем не способствуют развитию личности: «Как я сказала, так и будет!», «Руки у тебя не из того места растут», «Да кому ты нужен?» и проч. Так взрослые закладывают негативную программу, которая никак не способствует желанию ребенка расти и развиваться. «А зачем? А для кого? Да кому я нужен?». Так формируется низкая самооценка и нежелание двигаться вперед.
Страх. У ребенка, имеющего опыт проживания в асоциальных условиях, а затем детском доме, ведущим чувством будет страх. Он проявляется практически во всех сферах. Сделать выбор – страшно, выполнить поручение – страшно, брать ответственность за свою жизнь – очень страшно.
Отсутствие саморегуляции. Такое поведение легко принять за лень, но на деле это недостаток мотивации и воли. Волевые качества – целеустремленность, самостоятельность, решительность, дисциплинированность, исполнительность, ответственность – не часто можно наблюдать у детей, пришедших из детского учреждения.
Основной задачей при психическом инфантилизме является развитие эмоционально-волевой сферы. Это база, на которой строится личность. Не имея такой основы, человеку трудно повзрослеть.
Как помочь ребенку сформировать эмоциональный интеллект и волевые качества?
Чтобы формировать что-то новое в личности ребенка, в первую очередь необходимо дайте ему понять, что он интересен и важен.
Предоставьте ребенку больше доверия. Некоторые вещи он вполне в состоянии контролировать сам – дайте ему эту возможность. Да, что-то получится не с первого раза. Но только через родительское доверие и возможность ошибаться можно воспитать в ребенке ответственность.
Научите ребенка ставить цели и достигать их. Ребенку очень важно видеть свой положительный результат. Он закрепляет интерес дальнейшей мотивации.
Начните с малого – помогите ребенку разобраться в его способностях, знаниях и умениях. Что ему интересно? К чему у него есть склонность? Только разобравшись с этими вещами, вы в дальнейшем сможете вместе сформировать волю к изменениям и достижениям.
Читайте также:
Подростки проводят в интернете больше 6 часов в день. Что говорит исследование, и как с этим жить