Пальма - специфический род оружия сибирских воинов, напоминающий европейскую глефу, или, если точнее, японскую нагинату в силу способа крепления клинка. Проще говоря, большой нож на древке.
Эвенки называли такое оружие "хото", якуты - "батас" или "батыйа". Последнее слово русские переиначили в "батыгу". Батас и батыйа - немного разные виды оружия, батас в среднем короче по древку, но длиннее, шире и массивнее по клинку, но в нашем случае это непринципиально...
Русские обобщенно называли такое оружие пальмой (палмой). Собственно, сабж:
Девайс, в общем-то, вполне способен и рубить, и колоть. За то и ценился - универсальная штука для тайги, можно не слишком толстые ветки рубить, можно через сугробы прокапываться, можно двери балаганов взламывать. Можно, при большой удаче, от медведя оборониться. От двуногого противника тоже можно...))
И мне стало интересно, какую специфику применения пальмы именно как боевого (против людей) оружия рисуют старинные источники?
Выяснилось интересное. Русские документы XVII, коих сохранилось много, говорят о том, что пальмой якуты преимущественно... Кололи.
Взять, например, хоть "следственное дело" братцев-акробатов, "государевых изменников" Балтуги и Байги Тимиреевых, в 1676-1679 гг. пытавшихся поднять восстание против русских властей. Восстание получилось так себе, но суматохи по тайге, с погонями, зарубами, убийствами и кровью вышло порядочно...
...похвалялся он Балтуга с товарыщи тебя Микиту с товарыщи, будучи в улусе, убить; и ты Микитка, слышачи такую измену и злой умысл, и по челобитью Ярканской волости Якута Тюбяки Ивакова, для розговору и приводу с ясачным платежем, послал к нему Балтуге с товарыщи дву казаков, Федотка Колмака да Левку Лаврентьева, да с ними ж послал Якутов лутчих людей: Кангалаской волости Оргуя Делгеева, Дюбсюня Оттуева, да Бордонской волости Быртыка Бойдонова да Бакачю Тебикеева, да Ярканской волости Тюбяку Ивакова да Таркая Бырканова, и он Балтуга с детми и с братьями с Байгою да с Маврою и с родниками своими у Окоса Кукчанова в юрте казаков Левку Лаврентьева закололи до смерти, а Федотка Колмака кололи палмою, а Якута Дюпсюня Оттуева покололи палмою
Итак, уже есть трое пострадавших. Левка Лаврентьев убит (кстати, в дальнейшем мы увидим, что его не только кололи, но и еще исекли пальмою), Федот Колмак и вассальный якут Дюпсюнь Оттуев "поколоты" пальмою.
Поколоты. Не порублены. Далее в бумагах постоянно уточняется - казак Левка Лаврентьев, несмотря на то, что получил несколько рубленых ударов пальмой, до смерти был именно заколот.
Но у него имелся брат Стенька, который был настоящий казак, без дураков, не то что некоторые. И Стенька тоже прекрасно умел орудовать пальмой:
...тот Максим с товарыщи наехали Балтугина брата Мавру Тимиреева, да Балтугина сына Айну да двух холопей Балтугиных, и тот Мавра лук свой стрелою на нас натегивал, и мы Максим с товарыщи на них закричали, и тот Мавра лук свой покинул и мы его поймали, руки у него связали и двух холопей связали, и того Мавру казак Стенка Лаврентьев палмою в хребет сколзцом сколол в моих Максимовых руках, и та рана у него ныне зажила.
Вообще недобрый был человек Стенька, а после убийства брата совсем осатанел:
Якут Андреся Трекин шаман на него Айну скричал, что сдайся великому государю и вину свою принеси! и он Айна не сдался, и казак Федотко Калмак приехал с стороны из иной дороги и того Айну из лука стрелою стрелял же и ранил против серца, и после того он Айна лук и стрелы покинул, и его Айну поймали, и посадили его Айну на лошадь, и руки и ноги связали раненого чють жива, и наехал на него казак Стенка Лаврентьев, палмою утычью бросил и ранил, его палмою Айну связана на коне чють жива, и ножем его колол в ногу, и тот Айна умер.
Здесь особенно интересно - "утычью бросил". То ли метнул, то ли... "Бросить" применительно к оружию в языке того времени может означать резкое длинное движение вроде выпада. Оружие не обязательно выпускается из руки, то есть описано не факт, что метание, но и никак не рубящий удар.
А вот, кстати, брата Балтуги, Байгу, Стенька сначала ранил, а потом убил копьем. И при Балтуге имелась пальма, которой, впрочем, он воспользоваться не смог:
...под ним Байгою он Стенка лошадь подстрелил и копьем его ранил, и он Байга после того раненой сдался, и его взяли и лук и стрелы отняли; а казак Стенка в то время увязался и побежал за самим изменником Балтугою, а того изменника Байгу раненого я Василей отдал на руки Якуту Быгынасу, и я побежал тем следом за Балтугою и за ним Стенкою, и наехал на них, и он Балтуга с казаком Стенкою стреляетца, и тот казак Стенка его Балтугу ранил по ногам, и я Василей на него Балтугу кричал: сдайся великому государю! и он Балтуга не сдался, а мой конь до него Балтуги не доносит, подо мною пал, и я Василей добежал пеш до Балтуги и до Степана, и палму и лук у Байги взял, и взявши у них связал, и поспешил ко мне казак Евсютка Аргунов и их Балтугу и брата его Байгу связали, и тот Стенка того Байгу наехав убил до смерти.
Стенька Лаврентьев прямо сибирский терминатор какой-то, не находите? Что, впрочем, совершенно неудивительно, ибо поводом послужило вот что:
Да мы те приказные люди Василей Котковской и Максим Аргунов убитого казака Левку Лаврентьева досматривали, а по осмотру у него Левки у правой руки три перста отсечены, да левая рука по плечю да по локтю сечено палмою, и горло перерезано, и глаза выколоты, и брюхо порото, и кишки вышли, и истыкан в спину и, в брюхо копьями и палмами весь, и всячески над ним наругались.
Готовый сюжет для приключенческого блокбастера. Лютая смерть и кровная месть. Стрелы на доспех, копье против лука, русский казак против мятежников-якутов, вендетта на всю тайгу...
...слышел де он Балунча от Якутов, которые были на убойстве, от Бакачи Тебикеева да от Иргеня Дегудерева, что де казака Левку наперед палмою колол Байга Тимиреев, которой ныне убит, да на него ж Левку кинулся с палмою ж Балтуга Тимереев, и у него Балтугу за палму поймал Дюбсюнь Оттуев, и того де Дюбсюня в то время он Балтуга ранил, а Федотка де Колмака кололи палмами Мавра Тимиреев да Оенек Балтугин палмами и ранили, и их Мавру поймал за палму Иргень, а Оенека поймал за палму ж Бакача, для того они его Федотка не убили, и он де Федотко кинулся за коровы с ножем, и те де Балтуга с товарыщи из той юрты все выбежали и учали ту юрту зажигать и к нему приступать, за щитом, в куяках, и он де Федотко из той юрты стрелял и ранил Байгу в ногу да холопа Манысыта в руку, и ночью де тот Федотко ушел.
Здесь совсем интереснее (и эти данные, полученные от Балунчи, разумеется, под пыткой, повторяются - другие свидетели рассказывали то же самое): Байга колол казака Левку пальмой. Балтуга попытался сделать то же самое, но якут Дюбсюнь Оттуев, верный властям, "поймал" его за пальму. Был при этом ранен. Точно так же второго Балтугиного брата Мавру "поймал" за пальму Иргень, а Оенека (это сын Балтуги) "поймал" за пальму Бакача, когда они пытались колоть (опять - колоть!) казака Федота. Судя по всему, имел место перехват за древко.
Кстати, ранить самого себя, когда перехватываешь подобное оружие, пусть даже нацеленное в другого человека, в такой ситуации проще простого. Оппонент давит, прилагает усилие, и отведенное от напарника острие идет прямехонько в тебя. Кто не верит, можете попробовать сами - обмотать длинный шест с "боевого" конца поролоном и ветошью, один им тыкает со всей силы в мишень, другой, стоя рядом, пытается острие от мишени увести. Здесь проблема в том, что в сторону от себя оттолкнуть наконечник будет гораздо тяжелее, чем оттянуть на себя. В состоянии, когда думать некогда, а действовать приходится чисто на рефлексах, человек острие копья, отводя от того, кого спасает, скорее всего на себя машинально и дернет...
Кстати, в тему к предыдущей статье, про сибирские доспехи - Балтуга был в куяке, и Федотко Калмак, отстреливаясь из юрты из лука, смог ранить его только в ногу.
Вышеприведенные выводы подтверждаются показаниями еще одного товарища - Быки Куреякова:
Быки Куреяков у пытки ставлен и роспрашиван накрепко, и у пытки в роспросе сказал прежние ж свои речи ... а Левку де убили Балтуга да Байга, а Федотка де ранили Оенек да Мавра, а Дюбсюнь де накололся на рызымке на Балтугину палму...
Накололся сам, спасая казака. В дальнейшем еще несколько раз будет говориться именно так: "кололи палмою", "покололи палмою".
Но не рубили.
P. S. Кстати, история Стеньки-терминатора кончилась хорошо.
...Се яз Якутцкого острогу дети боярские Иван Жеглов, Матвей Ярыгин, Архип Иванов, да сотники казачьи Третьяк Смирнягин, Ларион Трофимов, да пятидесятники казачьи Устин Панфилов, Евдоким Козицын, да десятник Козма Суздалец, да рядовые казаки Яков Мясник, Иван Максимов, Андрей Пан, Федот Андреев, Михайло Сергеев, Иван Матвеев, Артемей Григорьев, в нынешнем во 184 году, апреля в 24 день, поручились есми в Якутцком остроге в приказной избе по казаке по Степане Лаврентьеве в том, что впредь ему Степану, за нашею порукою, будучи великого государя на службах в посылках за изменники, поиманых и вязаных изменников не побивать до смерти; а буде он Степан впредь, за нашею порукою, будучи великого государя на службах в посылках в изменники, учнет поиманых и связаных изменников побивать до смерти, и на нас на порутчиках великого государя пеня, а пеню, что великий государь укажет, и наши порутчиковы головы в его Степановы головы место; а которой нас порутчиков будет в лицах, на том великого государя и пеня, и порука вся сполна, не розвытно. На то послух казак Семен Прибылой; а поручную запись писал площадной подьячей Данилко Шелковников, лета 7184, апреля в 20 день.
Вся местная казачья старшина, да еще и трое детей боярских (даже Жеглов, надо же, какая фамилия встретилась) собственными головами поручились царю за героя, что он больше "поиманых и вязаных изменников" до смерти убивать не будет. А то ишь, завел моду...
Так никаких вассалов не напасешься!)