Подлавливание – один из методов обучения, формирования навыка у собаки. Суть метода заключается в том, что мы подлавливаем, замечаем момент, когда собака сама, по собственной инициативе выполняет нужное действие. И, конечно же, подкрепляем поведение в момент демонстрации нужного действия / поведения.
У подлавливания, как и любого метода обучения собаки чему-либо, есть свои плюсы и минусы.
С одной стороны, очень удобно – собака сама демонстрирует нужное нам поведение и получая подкрепление очень быстро понимает, что от нее требуется и начинает предлагать это поведение чаще.
С другой стороны, может быть очень сложно поймать нужный момент (как демонстрации самого поведения, так и момента для подкрепления, чтобы собаке было понятно, за что именно мы её поощряем). Более того – чтобы что-то подловить, это что-то должно быть в репертуаре естественного поведения собаки. Если его нет, то подловить нам и нечего.
Я упомянула этот метод в контексте обучения Айса проситься в туалет. Айс достался нам в возрасте одного года с ворохом поведенческих проблем, правила которым тревожность. На фоне тревожности у него была психогенная жажда – он очень много пил и, соответственно, очень часто хотел в туалет. При этом первое время он был чрезвычайно робким и скромным – ему было проще описиться где-то в уголке, чем кого-то напрягать своими просьбами. Вернее, он просто не знал, что такая опция вообще существует. И я его обучила тому, что если он хочет в туалет – он может обратиться ко мне, и я его выведу. И в основном я использовала именно подлавливание.
Что, собственно, я ловила:
• Момент, когда собака хочет в туалет (суетится, поскуливает, ходит туда сюда, тяжело дышит)
• Моменты, когда собака пытается поделиться своим беспокойством со мной (подходит, поскуливает рядом, садится рядом и т.д.)
• Моменты мочеиспускания и дефекации на прогулке – я называла вещи своими именами, помогая собаке запомнить, что и как я называю ("писить", "какать", тут у нас всё просто))
Поощрением в данной ситуации были:
• Моё внимание
• Похвала, приободрение, поддержка
• Вывод в туалет = удовлетворение потребности
Я подлавливала нужное мне поведение: называла это поведение, опять же, словами, связанными с туалетными делами + хвалила за эти микро проявления. Объясняла ему таким образом, что вот это поведение мне говорит о том, что ты хочешь в туалет, и я очень рада, что вижу это поведение.
А далее формировала нужную мне последовательность дальнейших событий – каждый раз, когда ты показываешь такое поведение, я тебя вывожу на улицу. При этом не просто вывожу подышать/поглазеть, а произношу кодовые слова «писить» и «какать», давая четко понять, зачем мы вышли. Если ты не делаешь этого – мы возвращаемся домой. Если делаешь - активно хвалю.
Результат не заставил себя долго ждать. Далее цепочка модифицировалась, Айс импровизировал с другими потребностями и научился обращаться и с другими вопросами. Так появился сигнал «Покажи» на его просьбу (=подход ко мне и усадка рядом со скромным поскуливанием). В случае туалета, Айс ведет меня к двери.
Как ещё можно использовать метод подлавливания?
Мы можем искусственно создавать ситуацию и условия, в которых собака с высокой вероятностью покажет нужное нам поведение. А затем – поймать нужный момент и поощрить это нужное поведение. Самый популярный пример – обучение сигналу «Оставь», особенно на этапах, когда мы заранее готовим приманки и как бы случайно мимо них проходим.
Еще проще пример – щеночки. Щенки в юном возрасте очень легко обучаются чему угодно. Они сами предлагают различные действия и поведение, воспринимая процесс обучения как веселую игру, в которой еще и лакомки дают) Они машут лапами, прыгают, ползают - только и успевай подлавливать, маркировать и называть)
Жду ваших сердечек, если было полезно-интересно 😊💚