Кто не любит Хаяо Миядзаки? Реакция на его имя давно стала маркером, по которому опознаются «свои». Череда диснеевских героев, похожих друг на друга как две капли воды, вместе с их замечательными возлюбленными, забавными приятелями и жизнеутверждающим пафосом — что-то вроде жвачки «Педро» из Лунапарка в советском детстве: пока это дефицит, может быть даже предметом вожделения, когда в достатке — резина. Примерно такая же новая российская мультипликация. Все былинные герои похожи между собой, примерно, как их говорящие кони на шрекова осла.
Анимация Миядзаки отличается от «мультипликации» как «Солярис» Тарковского от «Свинарки и пастуха». Его сквозные темы: экология, сиротство, болезнь (часто туберкулез, от которого умерла мама Хаяо), неожиданно люди-свиньи (они появляются во множестве фильмов), война и связанные с ней разрушения, полеты и очень важная составляющая творчества Миядзаки — его последовательный феминизм.
Женщины, девушки, девочки во вселенной Миядзаки всегда деятели, чаще всего они сильнее, смелее, умнее мужчин и уж точно всегда более самоотверженны. И это очень важная составляющая обаяния его фильмов. Но самое невероятное то, что одновременно с этим, все истории Миядзаки — это истории первой любви. Нежной, трепетной, на звенящей от напряжения ноте рассказанной, трагичной из-за обстоятельств, но побеждающей зло такой силы, что представить страшно.
А теперь замечательная новость: с 7 декабря в российский прокат вышел новый фильм Миядзаки «Мальчик и птица», о котором критики говорят, как об абсолютном шедевре мультипликатора. Название взято из одноименной книги Ёсино Гиндзабуро, однако сюжет фильма никак не связан с романом. Он рассказывает о мальчике по имени Махито Маки, который обнаруживает в своем городке заброшенную башню и попадает в фантастический мир с говорящей серой цаплей в поисках мамы, которая недавно умерла в нашем мире, но жива в том.
Работа над фильмом заняла больше семи лет: это была полностью ручная раскадровка и минута экранного времени занимала у команды из шестидесяти мультипликаторов под руководством Миядзаки месяц, а то и больше. Режиссер ответил подстерегшим его как-то, когда он выходил из дома, корреспондентам на вопрос, как он работает над фильмом: «Я работаю. Как пенсионер». Для сравнения: в молодости студия под его руководством успевала сделать за месяц порой десять минут экранного времени.
Студия «Гибли» намеренно не делала рекламы «Мальчика и птицы», однако в Японии фильм за первые четыре дня посмотрели миллион триста пятьдесят тысяч зрителей, и он собрал в прокате 2,14 миллиарда иен (примерно миллиард триста пятьдесят миллионов рублей).
Пойдем в кино?
Текст: автор канала «Читаем с Майей»Майя Ставитская