Наше незнание растительной жизни, а также способности растений, цветов, деревьев поддерживать разумные отношения с миром, проистекает из того факта, что наше время, а не время растений, служит для нас моделью и, следовательно, не позволяет нам воспринимать модальности своего времени. Мы называем варварством то, что не является частью нас. Если вегетарианец слушает крик животного, потому что он слышен на частоте, слышимой человеческому уху, он, похоже, не слышит жалобы акации, потому что они не звучат на языке, который нам знаком.
Если бы Homo sapiens был чувствителен к этилену, он бы понял язык, на котором говорит акация. Растения чувствительны к невероятному количеству раздражителей, исходящих из того же мира, где живет человек: магнитные поля, электрические волны, интенсивность света, циркадные ритмы, воздействие лунного света, звуковые импульсы, изменения гравитации.
Сегодня исследователи говорят о нейробиологии растений, чтобы признать идею о том, что растения можно изучать с позиции клеточной биологии, биохимии, электрофизиологии, областям, общими с человеком.
На первый взгляд простое растение обладает тонким разумом элементарных вещей, в то время как человек, гипотетически сложный, производит впечатление обладателя органов, способных расшифровать сложные вещи, но игнорирует фундаментальное. Акации общаются с этиленом, чтобы защитить себя; люди используют слова, чтобы разработать процесс уничтожения себе подобных.
Нейробиология растений выдвигает гипотезу о том, что мозг растений находится в корневой системе, на небольшом участке в несколько миллиметров на кончике каждого корня, где сосредоточены сотни специфических клеток. Эта конкретная область будет удерживать самую высокую дозу кислорода, как в случае с нейронами человека. Доктор Стефано Манкузо, возглавляющий Международную лабораторию нейробиологии растений, говорит об интеллекте растений, особенно когда обсуждает их способность принимать решения и решать проблемы в отношении на сигнал, подаваемый окружающей средой. Чувствительность, запоминание, обучение, предвкушение: растения, от которых мы происходим, сохраняют больше, чем мы думаем, в то время как мы, люди, теряем больше, чем думаем. Противники этой растительной нейробиологии отвергают эти гипотезы – слишком дарвинистские. Давайте не будем забывать, что почти через четверть века после своего бестселлера Чарльз Дарвин вместе со своим сыном Фрэнсисом публикует неизвестную книгу под названием «Сила движения растений» (1880).
Башляр назвал эпистемологическим препятствием для экспериментальных наблюдений, которые позволили бы нам решить вопрос об интеллекте растений. Ученые старой закалки признают тот факт, что клетки растений и клетки человека родственны, поскольку имеют схожее происхождение от общего предка. Однако, не отрицая сложности механизмов адаптации растений, механистические позитивисты прибегают к законам эволюционного отбора: когда растение реагирует на сигнал засухи, подаваемый почвой, и предупреждает своих собратьев о необходимости экономии водных ресурсов, оно подчиняется лишь его гормональной и химической природы. Таким образом, он будет подчиняться, попросту говоря, механизмам и поведению выживания. Однако как эта информация получается растением остается загадкой.
Mimosa pudica – растение, у которого были обнаружены электрические сигналы, подобные нервным импульсам животных. Мимоза складывает листочки в ответ на раздражающие стимулы. Скоординированное движение листочков осуществляется благодаря проведению тканями растения электрических «потенциалов действия»