Социальная мобильность — это явление, в результате которого из одного общественного слоя человек переходит в другой либо перемещается в рамках одной и той же социальной группы. Социальная мобильность является неотъемлемой частью жизни и легла в основу сюжета многих популярных сказок (нищий стал богачом, Золушка — принцессой).
Понятие ввел в обиход в 1927 году российский и американский социолог Питирим Сорокин в своей работе о социальной стратификации.
Основные виды социальной мобильности
Горизонтальная
При горизонтальной мобильности не меняется социальный статус. Человек перемещается из одной группы в другую, схожую по уровню престижа или заработной платы: переезжает из одного небольшого города в другой, переходит на ту же должность.
Вертикальная
Этот вид как раз приводит к изменению социального статуса в отличие от горизонтальной мобильности. Она может вести не только к положительным последствиям (самое простое — повышение в должности), но и к отрицательным.
Внутрипоколенная и межпоколенная
Отслеживать социальную мобильность можно как в рамках одного поколения — путь и карьера конкретного человека и его ровесников, так и между поколениями — речь идет о семейных династиях:
- внутрипоколенная — это изменения в жизни человека и его ровесников (внутри одного поколения).
- межпоколенная — разница в статусе детей и родителей. Например, когда сын простого рабочего стал руководителем отдела.
На социальную мобильность влияют следующие основные факторы:
- Факторы микроуровня — личностные характеристики, окружение.
- Факторы макроуровня, часто не зависящие от человека, — экономический уклад, политический режим, климат страны.
Социальный лифт, или канал, — это механизм, с помощью которого может измениться статус человека, то есть те самые возможности. . Например, семейный возник еще в первобытном обществе, когда престижным считалось стать женой вождя. При рабовладельческом строе появились армия, церковь, политика, школа, искусство, и в дальнейшем эти социальные лифты развивались.
При маргинализации некоторые люди оказываются за пределами или на периферии общества. В зоне риска — слабые и, как правило, неимущие, кому сложно справляться с вызовами, которые ставит перед ними общество: бездомные, безработные, инвалиды, наркозависимые.
Среди наиболее распространенных причин маргинальности — переезд за границу, увольнение, потеря денег, имущества, возможности зарабатывать, утрата принятых в обществе ценностей. Например, маргинальность — частое явление в местах лишения свободы, детских домах или приютах.
Социальные слои иначе называют стратами. Стратификация — это деление общества на такие группы, которые чем-то объединены: это может быть профессия, образование, доход, обладание властью. Представители страт обычно ведут похожий образ жизни, имеют схожие возможности. С исторической точки зрения страты — это касты, сословия, классы.
Стратификация отражает сложившееся в обществе неравенство и неоднородный доступ к социально значимым ресурсам. Однако критерии неравенства ученые определяли по-разному. Например, Карл Маркс делал упор на уровень доходов и владение собственностью, Питирим Сорокин добавлял к этому неравномерное распределение прав, обязанностей и привилегий..
Сегодня социальная мобильность — это показатель того, насколько общество открыто. Если говорить о России, в постсоветское время, начале 1990-х, в стране была ярко выражена нисходящая мобильность. Многие лишились прежних должностей, уровня дохода и даже оказались за чертой бедности.
Сейчас, спустя 30 лет, заметно преобладает восходящая мобильность. Возможностей для роста стало больше: появилось много новых сфер, где могут сделать карьеру люди из любого класса. Именно социальная мобильность противостоит стагнации, застою. Все страны мира стремятся к тому, чтобы их населению жилось лучше, благополучие и равные возможности — один из факторов успешной экономической политики.
Команда ведущего вендингового оператора Uvenco уже 16 лет придерживается восходящего тренда социальной мобильности. Большинство руководителей в каждом отделе поднимаются по карьерной лестнице из простых специалистов. Присоединяйтесь к команде ведущего вендингового оператора России в одном из наших филиалов прямо сейчас. Узнать о текущих вакансиях вы можете на нашем официальном сайте и по телефону горячей линии. Ждём вас!