Вопрос кажется странным, но это только вначале? Во-первых, что значит слово «искусство»? Как всегда, словари путают и придумывают. Вроде от латинского слова «experimentum», эксперимент. «Слово заимствовано в немецком языке в начале XVIII века в значении научно поставленного опыта. Истоки слова в латинском experimentum - опыт, проба, испытание. У слова два корневых истока. Первый: ex - вне, снаружи, за пределами. Второй: peritus– проверенный, испытанный, но также и опытный, искусный, квалифицированный. Восходит к periculum– проба, опыт, но также и риск, и опасность».
Какое отношение к искусству имеют риск и опасность, бог знает. Есть вариант «искус», что кажется ближе к сути. «Увидишь, «Черный квадрат» и хватаешься за кисть: «я так тоже смогу».
Во-вторых, как отличить высокое искусство от подделки или просто ремесленной работы? Тут, нам скажут, нужны специалисты, искусствоведы, потому что без них не разобраться. Они сопоставят с тем, что имеется в мире, и вынесут объективный вердикт. Однако мы знаем множество историй непризнанных при жизни гениев, произведения которых украшают ныне стены лучших музеев мира или исполняются на главных мировых сценах. И сами очевидцы, что существуют тонны хлама, километры пленки, которые никому оказались не нужны. Получается, просмотрели эксперты-искусствоведы. Нет им доверия.
В-третьих, а кто за все это должен платить, если непонятно, хороший художник или не очень, и создал он что-то гениальное или совершенно проходное?
В Советском Союзе на этот вопрос попытались ответить со всей пролетарской щедростью, создав для акул пера, кисти, служителей Мельпомены, Терпсихоры и других подлых соблазнительниц творческие союзы. Результат – их заполнили сначала многочисленные нерусские люди с русскими именами, а потом эти нерусские русские стали расшатывать русскую советскую власть, которая им так много позволила, и вести образ жизни, о котором не только власти честно не признаешься, но и детям не расскажешь. Когда же эта власть и вовсе кончилась, выяснилось, что 90% сытно при ней столовавшихся ее просто ненавидят.
Не, деньги народные они брали за милую душу. Ну так это ж они, гении! Они заслужили жить за наш счет, а мы заслужили кормить их и терпеть. Они же дают нам образцы высокого, они дарят нам духовную пищу. Типа, не все же вам, придуркам, жить хлебом единым. Вон мы вам сколько хорошего намешали. Жрите и скажите «спасибо». И духоподъемные фильмы, и духоскрепные романы, тонкую вуаль поэзии и яркие маски театральных постановок. Все это мы. Да и вообще мы эту страну содержали, а не вы нас кормили, убогие.
Теперь я подхожу к конструктиву. Помните знаменитую фразу из замечательно фильма латентного антисоветчика, подлизавшего власти все значимые места, Эльдара нашего Рязанова?
- Насколько лучше играла бы Ермолова вечером, если бы днем она стояла у шлифовального станка!
Пришло время признать, что в этой фразе скрывается совсем не тот смысл, какой в него заложили ехидные авторы картины. Там еще есть предшествующая фраза, которая все поясняет:
-Ведь кроме того, актер должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре.
И с этим нельзя не согласится. Болтаясь целый день без дела, не зная, чем себя занять, т.н. художник начинает духовно деградировать, морально разлагаться и по-человечески оскотиниваться. Почитайте любую историю любого из 99% наших «творцов», и вы найдете подтверждения этому. При этом лишь пять, ну максимум десять процентов их творений озарены светом какой-никакой художественности, остальное - массовое производство, выдаваемое за то самое высокое искусство. А оно нам надо? Не, бесплатно – ладно, кто чем возрадуется. А за мои денежки!..
Как человек не художественный, но вполне творческий, могу утверждать, что, когда из тебя «прет» какая-то ценная на твой взгляд идея, она найдет выход, хоть ты слесарь на заводе, хоть тракторист в поле. Две свои книги я писал по году, каждый день вставая на два часа раньше, чтобы что-то написать до работы. Это не художественные тексты. Но с художественными - тем более. Красота образа, новая мелодия, яркая фраза не отпустит, пока не будет зафиксирована.
Те же музыканты Рок-клуба на первых порах инструменты, микрофоны и пр. покупали себе за свой счет, а выступление на сцене, разумеется, бесплатное, было для них праздником.
Да те же народные театры, которые так и не вытеснили профессиональные. Хотя искусство и их посещало.
Поэтому, когда снова наступит советская власть, никаких творческих союзов быть не должно. Все творчество, искусство будет делаться совершенно бесплатно. И только те произведения, которые сами найдут путь к сердцу читателя, зрителя, могут иметь перспективу быть изданными за счет народа. Минимум миниморум. При жесткой художественной цензуре.
Ей богу, надоело содержать эту бездарную, ненавидящую русских и все русское, предательскую, жрущую в три горла и заполонившую все информационное пространство надстройку.
Как будто бы сейчас разговор преждевременный. Но кто знает, что будет завтра? Васильич-то не вечен, хоть и опять на старте.
Так ты еще выпрямись по сигналу!