Трамвай уже более ста лет является неотъемлемой частью городского транспорта. Первая трамвайная система в стране появилась в 1896 году в Нижнем Новгороде, а за ней уже в Курске и Орле. Все три системы и по сей день функционируют в вышеупомянутых городах, однако испытание временем прошли далеко не все. Причинами закрытий трамвайных систем являлась изношенность инфраструктуры и отсутствие финансовых возможностей обновления парка вагонов, а также автомобилизация. Почти во всех городах, где работали и работают сейчас трамваи, сеть сокращалась или вовсе исчезала из-за строительства новых дорог или расширения старых.
До сих пор некоторые закрытия трамвайных сетей являются немыслимыми по отношению к определённым городам. Например, Воронеж является миллионным городом и крупнейшим в стране, где система была закрыта. А убирать трамвай из миллионника - решение, не имеющее здравого смысла и логики. Особенно учитывая, что в Воронеже до сих пор беда с общественным транспортом. В своё время трамвая лишились Архангельск, Астрахань, Рязань, Иваново, а это всё большие города, где можно было использовать главное преимущество трамвая: большую пассажировместимость. Но его недостаток - зависимость от инфраструктуры в виде трамвайных путей, контактных сетей, депо и подстанций (и поддержание этого всего в функциональном состоянии) оказался сильнее.
Давайте посмотрим, что сейчас осталось от трамвайной инфраструктуры в городах, где не так давно ещё бегали вагоны и звенели трамвайные звонки. В списке будут города, где трамвай был закрыт в течение последних 16 лет и где осталось хоть что-то. Снимки взяты из личного архива, а также из открытых источников (с ссылкой на источник и указание авторства фотографии).
1. Воронеж
Начнём с вышеупомянутого Воронежа. Как я уже говорил - это самый крупный город страны без трамвая и единственный "бестрамвайный" миллионник. Просто сравните, насколько деградировал общественный транспорт города: в 2001 году там работало аж 20 трамвайных маршрутов и целых 18 троллейбусных. Последних осталось всего три, а вот крупнейшая когда-то сеть трамвая была полностью закрыта в 2009 году. 83 года работы системы вылились в итог, причиной которого стала бесхозяйственность и так называемые финансовые трудности. В итоге большинство современных маршрутов стали коммерческими.
В 2024 году Воронеж уже будет как 15 лет без трамвая. Тем не менее, кое-что там о нём ещё напоминает. Например, такое грандиозное сооружение, как... ЦЕЛЫЙ трамвайный мост!
Северный трамвайный мост построен к 400-летию города (1986 г.). Его длина 1800 метров, мост совмещён с автомобильным движением, но трамваи ехали по отдельному ярусу, расположенному выше. Запуск трамвайного движения на Северном мосту состоялся даже раньше автомобильного. Мост сохранился до наших дней: с рельсами, опорами контактной сети и даже частично с самой контактной сетью:
Кроме трамвайного моста, почти ничего больше не напоминает о трамвае в Воронеже. Местами ещё можно увидеть детали в виде опор контактных сетей, остатков рельс (например, на Беговой или Острогожской улицах), частично даже сохранились мелкие здания.
2. Дзержинск
Дзержинск является крупнейшим городом Нижегородской области после областного центра, с населением более 200 тыс.человек. Город известен своим химическим производством, а некоторые источники когда-то относили Дзержинск к самым грязным городам планеты. Казалось бы, при такой экологической обстановке нужно беречь и сохранять экологически чистый транспорт, однако в декабре 2015 года трамвайное движение приостановили с последующим закрытием. Далее начался демонтаж рельс и сопутствующей инфраструктуры. Официально объявляли, что трамвай убыточен и дублируется другими маршрутами. На деле же имелся факт лоббирования частных перевозчиков. Да и нельзя классифицировать трамвай как убыточный или прибыльный - он должен осуществлять перевозки, а не деньги приносить. Однако, муниципальные власти другого мнения.
Если знать, что в Дзержинске был трамвай, то можно и сейчас это заметить. Трассы, где ходили трамваи просматриваются до сих пор, ведь времени прошло не очень много.
3. Ногинск
Даже города в непосредственной близости к Москве не уберегла печальная участь лишиться удобного и экологически чистого общественного транспорта. Официально трамвай прекратил своё существование в 2013 году, отработав 89 лет. В 2024 году Ногинскому трамваю могло бы исполниться 100 лет.
Систему довели до состояния изношенности, а в связи с редким выпуском вагонов людей пересадили на маршрутки. Привлекательность трамвая резко сошла на нет.
В октябре 2023 года власти заявили, что вопрос с трамваем решён, на улицах Ногинска ему делать нечего.
В городе ещё кое-что напоминает о трамваях даже сегодня.
4. Иваново
Трамвай в так называемом городе невест выехал в последний раз 1 июня 2008 года, а дальше началась ликвидация сети в угоду расширения улиц для увеличения их пропускной способности. А ведь когда-то даже хотели соседнюю Кохму связать трамваем, но в итоге туда поехал троллейбус.
Трамвая в Иваново нет уже 15 лет, и практически всё что о нём напоминало, уничтожено. По состоянию на 2023 год нашлось разве что несколько деталей:
Больше ничего найти не удалось.
5. Тверь
Областной центр одного из самых побитых жизнью регионов европейской части России тоже, видимо, решил соответствовать этому образу. Это касается и транспорта. В 2020 году в городе ликвидировано троллейбусное движение, а в 2018 году в последний раз на дороги выехали трамваи. Поскольку рельсы были уложены и на проезжую часть дорог, под предлогом ремонта автодорожного полотна трамвайные пути были демонтированы. Сначала это было объявлено как временное мероприятие, но нет ничего более постоянного, чем какой-то временный демонтаж трамвайных путей, особенно в Твери.
Спустя пять лет после ликвидации, о трамвае ещё многое напоминает. Часть путей даже до сих пор прорисованы на Яндекс картах, а в городе ещё сохранились разворотные кольца. Пути сохранились на проспекте Чайковского, улице Дарвина, Коминтерна и некоторых других.
6. Комсомольск-на-Амуре
На месяц раньше, чем в Твери закрыто движение на самой восточной сети в стране. Причина: отсутствие средств на ремонт аварийного путепровода. Не пойму, как в такой богатой стране происходят такие нелепые события, но удивляться я им уже перестал. Сеть даже хотели возродить в 2022 году, поэтому демонтаж коснулся её частично.
7. Рязань
Рязань - уникальный пример в этом списке. Во-первых, сеть состояла из одной линии и не охватывала город, а скорее являлась подвозной к заводу Химволокно, хотя шла от центра. Во-вторых, в момент появления в городе уже курсировали троллейбусы, что является первым и единственным таким случаем в стране.
Трамвай был ликвидирован в 2010 году, 13 лет назад. Поскольку изначально он относился к промышленным предприятиям, которые и обслуживал, то после их ликвидации и перепродажи трамвайное хозяйство оказалось в подвешенном состоянии. В итоге никто не хотел финансировать эксплуатацию системы и вагоны в последний раз выехали на маршрут в апреле 2010 года.
На улице Гоголя была служебная линия к депо. Здесь сохранились опоры, а так в городе практически ничего не напоминает о трамвае.
8. Астрахань
Последний в списке город, где тоже был ликвидирован трамвай, а с общественным транспортом, в целом, большая беда. Астрахань - это такой беспорядочный муравейник, где в роли муравьёв - маршрутки. В угоду частным перевозчикам из города был варварски выпилен весь электротранспорт: в 2017 году - троллейбус, а в 2007 - трамвай, отработавший целых 107 лет!
Больше ничего толком не нашёл. Слишком много времени прошло.
К счастью, список не очень большой, но есть вероятность его расширения. Однако, будем надеяться на лучшее, в том числе и на то, что вагоны поедут и в вышеупомянутых городах. Как бы того не хотели, например, упоротые автомобилисты, которым всё мешает. Ну и власти, для которых важно извлекать из всего прибыль, пренебрегая удобствами и пассажировместимостью.
Спасибо за прочтение, надеюсь информация была интересной. Влепите лайк, если статья понравилась и подписывайтесь на канал!