Найти в Дзене
Путешествия Лемурио

В этих городах России не так давно ездили трамваи. Что сейчас осталось от трамвайной инфраструктуры

Трамвай уже более ста лет является неотъемлемой частью городского транспорта. Первая трамвайная система в стране появилась в 1896 году в Нижнем Новгороде, а за ней уже в Курске и Орле. Все три системы и по сей день функционируют в вышеупомянутых городах, однако испытание временем прошли далеко не все. Причинами закрытий трамвайных систем являлась изношенность инфраструктуры и отсутствие финансовых возможностей обновления парка вагонов, а также автомобилизация. Почти во всех городах, где работали и работают сейчас трамваи, сеть сокращалась или вовсе исчезала из-за строительства новых дорог или расширения старых.

До сих пор некоторые закрытия трамвайных сетей являются немыслимыми по отношению к определённым городам. Например, Воронеж является миллионным городом и крупнейшим в стране, где система была закрыта. А убирать трамвай из миллионника - решение, не имеющее здравого смысла и логики. Особенно учитывая, что в Воронеже до сих пор беда с общественным транспортом. В своё время трамвая лишились Архангельск, Астрахань, Рязань, Иваново, а это всё большие города, где можно было использовать главное преимущество трамвая: большую пассажировместимость. Но его недостаток - зависимость от инфраструктуры в виде трамвайных путей, контактных сетей, депо и подстанций (и поддержание этого всего в функциональном состоянии) оказался сильнее.

Давайте посмотрим, что сейчас осталось от трамвайной инфраструктуры в городах, где не так давно ещё бегали вагоны и звенели трамвайные звонки. В списке будут города, где трамвай был закрыт в течение последних 16 лет и где осталось хоть что-то. Снимки взяты из личного архива, а также из открытых источников (с ссылкой на источник и указание авторства фотографии).

1. Воронеж

Начнём с вышеупомянутого Воронежа. Как я уже говорил - это самый крупный город страны без трамвая и единственный "бестрамвайный" миллионник. Просто сравните, насколько деградировал общественный транспорт города: в 2001 году там работало аж 20 трамвайных маршрутов и целых 18 троллейбусных. Последних осталось всего три, а вот крупнейшая когда-то сеть трамвая была полностью закрыта в 2009 году. 83 года работы системы вылились в итог, причиной которого стала бесхозяйственность и так называемые финансовые трудности. В итоге большинство современных маршрутов стали коммерческими.

Демонтаж линии на Ленинском проспекте, 2010. Автор: Fursov Andrey. (Википедия)
Демонтаж линии на Ленинском проспекте, 2010. Автор: Fursov Andrey. (Википедия)

В 2024 году Воронеж уже будет как 15 лет без трамвая. Тем не менее, кое-что там о нём ещё напоминает. Например, такое грандиозное сооружение, как... ЦЕЛЫЙ трамвайный мост!

Северный трамвайный мост построен к 400-летию города (1986 г.). Его длина 1800 метров, мост совмещён с автомобильным движением, но трамваи ехали по отдельному ярусу, расположенному выше. Запуск трамвайного движения на Северном мосту состоялся даже раньше автомобильного. Мост сохранился до наших дней: с рельсами, опорами контактной сети и даже частично с самой контактной сетью:

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Кроме трамвайного моста, почти ничего больше не напоминает о трамвае в Воронеже. Местами ещё можно увидеть детали в виде опор контактных сетей, остатков рельс (например, на Беговой или Острогожской улицах), частично даже сохранились мелкие здания.

Куски рельс на Беговой улице. Автор:  Мирослав Конищев (transphoto.org)
Куски рельс на Беговой улице. Автор: Мирослав Конищев (transphoto.org)
Бывшее здание диспетчерской на к/ст "Отрожка". Автор: Alexandr Matr (transphoto.org)
Бывшее здание диспетчерской на к/ст "Отрожка". Автор: Alexandr Matr (transphoto.org)
Рельсы на улице Острогожская. Автор: Alexandr Matr (transphoto.org)
Рельсы на улице Острогожская. Автор: Alexandr Matr (transphoto.org)
Рельсы недалеко от бывшего здания депо на улице Кулибина, 15. Яндекс Панорамы
Рельсы недалеко от бывшего здания депо на улице Кулибина, 15. Яндекс Панорамы

2. Дзержинск

Дзержинск является крупнейшим городом Нижегородской области после областного центра, с населением более 200 тыс.человек. Город известен своим химическим производством, а некоторые источники когда-то относили Дзержинск к самым грязным городам планеты. Казалось бы, при такой экологической обстановке нужно беречь и сохранять экологически чистый транспорт, однако в декабре 2015 года трамвайное движение приостановили с последующим закрытием. Далее начался демонтаж рельс и сопутствующей инфраструктуры. Официально объявляли, что трамвай убыточен и дублируется другими маршрутами. На деле же имелся факт лоббирования частных перевозчиков. Да и нельзя классифицировать трамвай как убыточный или прибыльный - он должен осуществлять перевозки, а не деньги приносить. Однако, муниципальные власти другого мнения.

Если знать, что в Дзержинске был трамвай, то можно и сейчас это заметить. Трассы, где ходили трамваи просматриваются до сих пор, ведь времени прошло не очень много.

трасса трамвая на проспекте Ленина
трасса трамвая на проспекте Ленина
трасса трамвая на проспекте Ленина
трасса трамвая на проспекте Ленина
Остатки диспетчерского пункта К/ст "Швейная фабрика"
Остатки диспетчерского пункта К/ст "Швейная фабрика"
Остатки диспетчерского пункта К/ст "Швейная фабрика"
Остатки диспетчерского пункта К/ст "Швейная фабрика"
Трамвайное депо, 2023. Автор: Воробушек НН (transphoto.org)
Трамвайное депо, 2023. Автор: Воробушек НН (transphoto.org)
Зарёвская объездная - одно из немногих мест, где остались пути (в депо) по состоянию на 2022. Автор: Andreynn (transphoto.org)
Зарёвская объездная - одно из немногих мест, где остались пути (в депо) по состоянию на 2022. Автор: Andreynn (transphoto.org)
Она же - 2023. Яндекс.панорамы
Она же - 2023. Яндекс.панорамы

3. Ногинск

Даже города в непосредственной близости к Москве не уберегла печальная участь лишиться удобного и экологически чистого общественного транспорта. Официально трамвай прекратил своё существование в 2013 году, отработав 89 лет. В 2024 году Ногинскому трамваю могло бы исполниться 100 лет.

Систему довели до состояния изношенности, а в связи с редким выпуском вагонов людей пересадили на маршрутки. Привлекательность трамвая резко сошла на нет.

В октябре 2023 года власти заявили, что вопрос с трамваем решён, на улицах Ногинска ему делать нечего.

В городе ещё кое-что напоминает о трамваях даже сегодня.

Остатки путей вдоль улицы 3-его Интернационала.
Остатки путей вдоль улицы 3-его Интернационала.
крупнее
крупнее
заасфальтированный путь в депо
заасфальтированный путь в депо
путь в центре города на Патриаршей улице, 2022
путь в центре города на Патриаршей улице, 2022
Остаток съезда трамвайного гейта на ЖД станцию Ногинск. Автор: BalTika9
Остаток съезда трамвайного гейта на ЖД станцию Ногинск. Автор: BalTika9
улица Советской Конституции
улица Советской Конституции

4. Иваново

Трамвай в так называемом городе невест выехал в последний раз 1 июня 2008 года, а дальше началась ликвидация сети в угоду расширения улиц для увеличения их пропускной способности. А ведь когда-то даже хотели соседнюю Кохму связать трамваем, но в итоге туда поехал троллейбус.

Трамвая в Иваново нет уже 15 лет, и практически всё что о нём напоминало, уничтожено. По состоянию на 2023 год нашлось разве что несколько деталей:

Опора КС на улице Красных Зорь
Опора КС на улице Красных Зорь
Тоже улица Красных Зорь. Остались столбы с держателями КС
Тоже улица Красных Зорь. Остались столбы с держателями КС

Больше ничего найти не удалось.

5. Тверь

Областной центр одного из самых побитых жизнью регионов европейской части России тоже, видимо, решил соответствовать этому образу. Это касается и транспорта. В 2020 году в городе ликвидировано троллейбусное движение, а в 2018 году в последний раз на дороги выехали трамваи. Поскольку рельсы были уложены и на проезжую часть дорог, под предлогом ремонта автодорожного полотна трамвайные пути были демонтированы. Сначала это было объявлено как временное мероприятие, но нет ничего более постоянного, чем какой-то временный демонтаж трамвайных путей, особенно в Твери.

Спустя пять лет после ликвидации, о трамвае ещё многое напоминает. Часть путей даже до сих пор прорисованы на Яндекс картах, а в городе ещё сохранились разворотные кольца. Пути сохранились на проспекте Чайковского, улице Дарвина, Коминтерна и некоторых других.

пути вдоль проспекта Чайковского
пути вдоль проспекта Чайковского
Улица Коминтерна - Автор: Денис Тушинский
Улица Коминтерна - Автор: Денис Тушинский
Кольцо "Автовокзал" - Автор: LMka
Кольцо "Автовокзал" - Автор: LMka
трамвайные пути на мосту им. П.Богомолова
трамвайные пути на мосту им. П.Богомолова
Петербургское шоссе - Автор: Сергей Советский
Петербургское шоссе - Автор: Сергей Советский
Сохранившееся пока кольцо у Вагоностроительного завода
Сохранившееся пока кольцо у Вагоностроительного завода

6. Комсомольск-на-Амуре

На месяц раньше, чем в Твери закрыто движение на самой восточной сети в стране. Причина: отсутствие средств на ремонт аварийного путепровода. Не пойму, как в такой богатой стране происходят такие нелепые события, но удивляться я им уже перестал. Сеть даже хотели возродить в 2022 году, поэтому демонтаж коснулся её частично.

Аллея Труда / Проспект Мира - Автор: Silbervogel
Аллея Труда / Проспект Мира - Автор: Silbervogel
проспект Ленина
проспект Ленина
бывший заезд в депо. На территории депо ныне автосервисы
бывший заезд в депо. На территории депо ныне автосервисы

7. Рязань

Рязань - уникальный пример в этом списке. Во-первых, сеть состояла из одной линии и не охватывала город, а скорее являлась подвозной к заводу Химволокно, хотя шла от центра. Во-вторых, в момент появления в городе уже курсировали троллейбусы, что является первым и единственным таким случаем в стране.

Трамвай был ликвидирован в 2010 году, 13 лет назад. Поскольку изначально он относился к промышленным предприятиям, которые и обслуживал, то после их ликвидации и перепродажи трамвайное хозяйство оказалось в подвешенном состоянии. В итоге никто не хотел финансировать эксплуатацию системы и вагоны в последний раз выехали на маршрут в апреле 2010 года.

Опора КС на улице Гоголя. Автор: Даниил Тихонов
Опора КС на улице Гоголя. Автор: Даниил Тихонов

На улице Гоголя была служебная линия к депо. Здесь сохранились опоры, а так в городе практически ничего не напоминает о трамвае.

Улица Черновицкая, июнь 2023 (ост. Школа) - Автор: Дмитрий7862
Улица Черновицкая, июнь 2023 (ост. Школа) - Автор: Дмитрий7862

8. Астрахань

Последний в списке город, где тоже был ликвидирован трамвай, а с общественным транспортом, в целом, большая беда. Астрахань - это такой беспорядочный муравейник, где в роли муравьёв - маршрутки. В угоду частным перевозчикам из города был варварски выпилен весь электротранспорт: в 2017 году - троллейбус, а в 2007 - трамвай, отработавший целых 107 лет!

Остатки пересечения трамвайных путей с Псковской улицей
Остатки пересечения трамвайных путей с Псковской улицей
Он же, вид на улицу Крупской - Автор: Bulat_16rus
Он же, вид на улицу Крупской - Автор: Bulat_16rus

Больше ничего толком не нашёл. Слишком много времени прошло.

К счастью, список не очень большой, но есть вероятность его расширения. Однако, будем надеяться на лучшее, в том числе и на то, что вагоны поедут и в вышеупомянутых городах. Как бы того не хотели, например, упоротые автомобилисты, которым всё мешает. Ну и власти, для которых важно извлекать из всего прибыль, пренебрегая удобствами и пассажировместимостью.

Спасибо за прочтение, надеюсь информация была интересной. Влепите лайк, если статья понравилась и подписывайтесь на канал!