5,4K подписчиков

Начало. Часть 1.

Немало уже рассказывал о начальном периоде строительства КАМАЗа. Но в год празднования 55-летия с начала строительства КАМАЗа начинаю новую подрубрику «Начало», где буду напоминать об исторических фактах, выкладывать малоизвестные фотографии и забытые документы.

Сегодня вновь напомню о факте появления Камского автозавода на карте Советского Союза, в Татарской АССР - https://dzen.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/istoriia-kamaza-rasskazyvaiut-dokumenty-pro-vybor-ploscadki-dlia-stroitelstva-avtozavoda-606d5f64a133670139d3b128

Из газеты «Правда» от 2 января 1971 года.
Из газеты «Правда» от 2 января 1971 года.

Между прочим, кроме версии о «проигрыше» Леонида Ильича Брежнева, как самой важной причине появления КАМАЗа в Набережных Челнах, в конце 1980-х годов была ещё версия о «волюнтаризме» Генерального секретаря ЦК КПСС.

Вот вам пример, как рождался этот слух.

В журнале «Дружба народов» №1 за 1989 год были опубликованы воспоминания обиженного на Брежнева Л.И. Воронова Геннадия Ивановича – члена ЦК КПСС (1952-1976). Цитирую: «Пришли к выводу, что наиболее целесообразно строить завод в Абакане Красноярского края. Вопрос о строительстве был вынесен на заседание Политбюро, но перед самым заседанием Л.И. Брежнев вдруг заявил» Будем строить заводы в Татарии, в Набережных Челнах». В ответ на моё возражение было заявлено, что этот вопрос сегодня обсуждаться не будет. Ни в этот раз, никогда либо ещё вопрос о месте строительства завода не обсуждался. Просто через несколько дней было опубликовано постановление о том, что завод этот будет строиться в Набережных Челнах».

Зайдуллин Ркаил Рафаилович – татарский поэт, сегодня председатель Союза писателей РТ, на страницах журнала «Идель» №1 за 1989 год, ссылаясь на Воронова Г.И. делает следующие выводы: «…Вот ведь как решались вопросы гигантских строек! Что это? Конечно волюнтаризм «верного ленинца»… Не с неба же взяли партийные и государственные руководители идею стройки именно в Челнах, не ткнули же они пальцем в карту, закрыв глаза? Значит, кто-то или что-то? (а может, и кто-то, и что-то) оказали на них давление. Кому-то нужно было построить завод именно в Челнах. Но кому? Ясно, что их имена всегда будут оставаться для нас в тени».

Ещё дальше пошёл популярный в то время историк Медведев Рой Александрович в интервью корреспонденту газеты «Советская Татария» от 1 июля 1989 года: «Насколько я знаю, руководство Татарии было не в восторге от строительства КАМАЗа, понимая, что поток приезжих в республику изменит демографический состав населения в ущерб коренной национальности, однако, Москва не посчиталась с его мнением».

Как вам такие выверты?

Не разделяю и не поддерживаю ни версию о «проигрыше», ни о «волюнтаризме» Брежнева Леонида Ильича в вопросе выбора строительной площадки для нового советского автозавода в Набережных Челнах. Объективные причины появления КАМАЗа читайте в ссылке, указанной в начале материала.

Немало уже рассказывал о начальном периоде строительства КАМАЗа.-2