Найти в Дзене

Сопроводительные документы на товар (СНТ)

Документы, сопровождающие груз, представляют собой неотъемлемую часть логистического процесса, который гарантирует правильное и безопасное перемещение товаров от отправителя к получателю. Они составляются и хранятся на всех этапах транспортировки, начиная с момента отгрузки и заканчивая моментом доставки. В данной статье мы рассмотрим основные типы сопроводительных документов, их правильное оформление и порядок составления. Кроме того, мы также обсудим, как СНТ обрабатываются в бухгалтерии. Виды сопроводительных документов 1. Сопроводительная товарная накладная. Пример: ТОРГ-12, Т-1. 2. Сопроводительная транспортная накладная. Пример: форма № 1-Т (более подробно о ней можно почитать в нашем материале). 3. CMR – международная ТТН. Имеет единый шаблон документа. 4. Счёт-фактура. 5. Доверенность на водителя (перевозчика). Формируется в свободной форме – единого шаблона нет. 6. Копия документа получателя. 7. Универсальный передаточный документ. 8. Опись груза. 9. Сертификат качества товара
Оглавление

Документы, сопровождающие груз, представляют собой неотъемлемую часть логистического процесса, который гарантирует правильное и безопасное перемещение товаров от отправителя к получателю.

Они составляются и хранятся на всех этапах транспортировки, начиная с момента отгрузки и заканчивая моментом доставки. В данной статье мы рассмотрим основные типы сопроводительных документов, их правильное оформление и порядок составления. Кроме того, мы также обсудим, как СНТ обрабатываются в бухгалтерии.

Виды сопроводительных документов

1. Сопроводительная товарная накладная.

  • Содержит в себе данные об отправленном товаре.
  • В ней указываются основные данные груза (материал, количество, вес, стоимость, личные данные отправителя и получателя).
  • Помогает проконтролировать и отследить перемещение прдукции.
  • Заполняется для учёта и оплаты товаров при доставке.

Пример: ТОРГ-12, Т-1.

2. Сопроводительная транспортная накладная.

  • Является основным подтверждением факта приёма и передачи груза от отправителя к получателю.
  • Включает в себя информацию о товарах.
  • На её основании проводятся расчёты между отправителем и получателем груза.
  • Позволяет контролировать и отслеживать перемещение продукции в процессе транспортировки.
  • Помогает разрешить форс-мажорные ситуации (претензии или споры по доставке).

Пример: форма № 1-Т (более подробно о ней можно почитать в нашем материале).

3. CMR – международная ТТН.

  • Является главным документом для оформления и контроля международной грузоперевозки.
  • Содержит информацию о товаре и других логистических деталях (отправитель, получатель, условия доставки и т.д.).
  • Помогает отслеживать перемещение груза через границы и между разными странами.

Имеет единый шаблон документа.

4. Счёт-фактура.

  • Подтверждает факт предоставления услуг по перевозке груза.
  • Обычно выписывается после выполнения перевозки.
  • Используется для бухгалтерского учёта и отчётности.
  • Помогает в работе с НДС.

5. Доверенность на водителя (перевозчика).

  • Даёт право перевозчику доставить груз от отправителя к получателю.

Формируется в свободной форме – единого шаблона нет.

6. Копия документа получателя.

  • Нужна для идентификации, кто должен получить груз.
  • В основном требуется только копия паспорта.

7. Универсальный передаточный документ.

  • Обычно создаётся отправителем (при необходимости).
  • Состоит из ТН и счёта-фактуры.

8. Опись груза.

  • Содержит всю информацию о товаре, если перевозятся личные вещи (название, его количество, вес, размеры и т.д.).
  • Составляется и подписывается отправителем и получателем.
  • Может помочь в решении форс-мажорных ситуаций.

9. Сертификат качества товара.

  • Подтверждает соответствие установленным стандартам, требованиям и критериям качества.

Отправитель: заполнение каких документов входит в его обязанности

Обычно отправитель должен подготовить несколько документов для перевозки груза. Они зависят от нескольких факторов, таких как выбранный вид транспорта (например, железнодорожный, авиационный, морской), статус отправителя и получателя (юридическое лицо, физическое лицо, общество с ограниченной ответственностью) и тип груза (например, алкоголь, топливо, табак, текстиль, пищевые продукты и т.д.).

Приведём пример процесса сбора необходимых накладных и других сопроводительных документов при отправке товаров из РФ в Казахстан (или любую другую страну Содружества Независимых Государств).

Направление: Россия → Казахстан (и другие страны СНГ)

-2
-3

* будьте внимательны: если напротив названия документов не указано количество, значит, достаточно подготовить только 1 экземпляр.

Как мы видим из таблицы, помимо сопроводительной накладной (СНТ) на товары в Казахстан, необходимо собрать целый пакет других документов.

А что должен заполнить получатель

Как правило, получатель должен подготовить договор на перевозку и сопроводительную накладную.

Первый документ заключается с транспортной компанией, которая будет осуществлять доставку груза. В этом договоре оговариваются условия перевозки, расходы, ответственность, сроки и другие важные моменты.

Сопроводительная накладная на товар служит для указания информации о грузе, такой как состав, вес, количество, стоимость и т.д. Этот документ сопровождает груз на протяжении всего пути и используется для контроля и учёта товарных передвижений.

Маршрут заполнения сопроводительных документов

Возникает логичный вопрос: не все же СНТ формируются сразу, тогда когда и что нужно заполнять? Это зависит от особенностей и требований компании, которая отправляет или получает товары.

Например, СНТ (ТОРГ-12) заполняется перед отправкой груза от поставщика к покупателю. Она содержит информацию о количестве, типе товара, его стоимости, данные отправителя и получателя, а также другую необходимую информацию, связанную с отгрузкой.

Накладная на получение груза заполняется при доставке. В ней также указывается количество, тип товаров, его стоимость, данные отправителя и получателя. Иногда также может присутствовать информация о состоянии продукции при получении.

Существуют и другие виды накладных – транспортная накладная, складская накладная, счёт-фактура и т.д. Их заполнение регламентируется в соответствии со спецификой и требованиями законодательства.

В зависимости от конкретной ситуации момент формирования сопроводительных документов может различаться. Например, складская накладная и счёт-фактура заполняются с учётом особенностей товара и его отправления. А вот форма Т-1 используется только при транспортировке алкоголя.

Обычно накладные заполняются непосредственно перед отгрузкой или получением товара.

СНТ и ЭДО: как заполнять документы

  1. На сопроводительной накладной товаров должна быть чёткая и полная информация об отправителе и получателе, включая их названия, юридические адреса и контактные данные.
  2. Важно, чтобы она содержала точное описание груза (наименование, количество, единицы измерения и стоимость и т.д.).
  3. Каждой позиции продукции должен быть присвоен код товара по Единой системе классификации и код товара по ТН ВЭД.
  4. СНТ также обязана содержать информацию о транспортном средстве или контейнере, в котором происходит перевозка товара, включая номер, марку и пломбы.

Обычно этот документ составляется в электронном формате, однако иногда разрешается использование бумажного варианта. Пример – налогоплательщик доказал наличие технических ошибок в работе ИС ЭСФ.

В отношении электронного документооборота (ЭДО) по сопроводительным накладным на товары действуют определённые правила, которые необходимо также соблюдать:

  1. Каждая СНТ должна быть подписана отправителем и получателем товаров, и содержать отметки о проведении основных операций, таких как отгрузка, приём, проверка на соответствие и т.д.
  2. Для обеспечения учёта и контроля над документацией каждая СНТ должна быть зарегистрирована и пронумерована.
  3. Документ должен храниться в течение установленного срока, обычно не менее 5 лет, с возможностью предоставления для проверок или аудита в случае необходимости.

Если вы решили подключиться к ЭДО, используйте систему Астрал.Докс. С помощью этого сервиса вы сможете быстро и безопасно отправлять, получать и обрабатывать документы, а также хранить их в электронном виде. В Астрал.Докс реализовано множество функций, которые помогают автоматизировать рабочие процессы и снизить затраты на обработку документов.

В случае нарушения правил оформления СНТ или несоблюдения документооборота могут быть применены санкции, такие как наложение штрафов, административная ответственность и судебное разбирательство.

Ознакомиться с полным списком Правил оформления СНТ можно в Приказе № 1424.

Взаимодействие СНТ и бухгалтерии

В бухгалтерии оформление и обработка сопроводительных документов ведётся в соответствии с определённой процедурой.

Первоначально сотрудники получают СНТ от отделов закупок или логистики.

Получив их, бухгалтерия начинает обработку и проверку. Бухгалтер сверяет, соответствует ли информация, указанная в документах, фактическому количеству и качеству полученного товара или предоставленной услуги. Кроме того, он проверяет корректность заполнения документов: правильность указанных реквизитов контрагента, сумм, ставок налога, соответствие документов требованиям законодательства и т.д.

После проверки СНТ регистрируются в бухгалтерии. Этот процесс может включать в себя внесение данных в программу бухгалтерского учёта, сканирование документов, создание электронных копий и их архивация.

Заключительным этапом обработки документов в бухгалтерии является формирование отчётности.

Важно отметить, что конкретная процедура обработки документов и способы её организации могут отличаться в зависимости от политики конкретной компании, используемого ПО, размера компании и других факторов.

Образец сопроводительной накладной на товар (СНТ)

Скачать форму бланка ТН

Скачать форму бланка ТТН

Скачать образец ТОРГ-12