Найти тему

Сопроводительные документы на товар (СНТ)

Документы, сопровождающие груз, представляют собой неотъемлемую часть логистического процесса, который гарантирует правильное и безопасное перемещение товаров от отправителя к получателю.

Они составляются и хранятся на всех этапах транспортировки, начиная с момента отгрузки и заканчивая моментом доставки. В данной статье мы рассмотрим основные типы сопроводительных документов, их правильное оформление и порядок составления. Кроме того, мы также обсудим, как СНТ обрабатываются в бухгалтерии.

Виды сопроводительных документов

1. Сопроводительная товарная накладная.

  • Содержит в себе данные об отправленном товаре.
  • В ней указываются основные данные груза (материал, количество, вес, стоимость, личные данные отправителя и получателя).
  • Помогает проконтролировать и отследить перемещение прдукции.
  • Заполняется для учёта и оплаты товаров при доставке.

Пример: ТОРГ-12, Т-1.

2. Сопроводительная транспортная накладная.

  • Является основным подтверждением факта приёма и передачи груза от отправителя к получателю.
  • Включает в себя информацию о товарах.
  • На её основании проводятся расчёты между отправителем и получателем груза.
  • Позволяет контролировать и отслеживать перемещение продукции в процессе транспортировки.
  • Помогает разрешить форс-мажорные ситуации (претензии или споры по доставке).

Пример: форма № 1-Т (более подробно о ней можно почитать в нашем материале).

3. CMR – международная ТТН.

  • Является главным документом для оформления и контроля международной грузоперевозки.
  • Содержит информацию о товаре и других логистических деталях (отправитель, получатель, условия доставки и т.д.).
  • Помогает отслеживать перемещение груза через границы и между разными странами.

Имеет единый шаблон документа.

4. Счёт-фактура.

  • Подтверждает факт предоставления услуг по перевозке груза.
  • Обычно выписывается после выполнения перевозки.
  • Используется для бухгалтерского учёта и отчётности.
  • Помогает в работе с НДС.

5. Доверенность на водителя (перевозчика).

  • Даёт право перевозчику доставить груз от отправителя к получателю.

Формируется в свободной форме – единого шаблона нет.

6. Копия документа получателя.

  • Нужна для идентификации, кто должен получить груз.
  • В основном требуется только копия паспорта.

7. Универсальный передаточный документ.

  • Обычно создаётся отправителем (при необходимости).
  • Состоит из ТН и счёта-фактуры.

8. Опись груза.

  • Содержит всю информацию о товаре, если перевозятся личные вещи (название, его количество, вес, размеры и т.д.).
  • Составляется и подписывается отправителем и получателем.
  • Может помочь в решении форс-мажорных ситуаций.

9. Сертификат качества товара.

  • Подтверждает соответствие установленным стандартам, требованиям и критериям качества.

Отправитель: заполнение каких документов входит в его обязанности

Обычно отправитель должен подготовить несколько документов для перевозки груза. Они зависят от нескольких факторов, таких как выбранный вид транспорта (например, железнодорожный, авиационный, морской), статус отправителя и получателя (юридическое лицо, физическое лицо, общество с ограниченной ответственностью) и тип груза (например, алкоголь, топливо, табак, текстиль, пищевые продукты и т.д.).

Приведём пример процесса сбора необходимых накладных и других сопроводительных документов при отправке товаров из РФ в Казахстан (или любую другую страну Содружества Независимых Государств).

Направление: Россия → Казахстан (и другие страны СНГ)

-2
-3

* будьте внимательны: если напротив названия документов не указано количество, значит, достаточно подготовить только 1 экземпляр.

Как мы видим из таблицы, помимо сопроводительной накладной (СНТ) на товары в Казахстан, необходимо собрать целый пакет других документов.

А что должен заполнить получатель

Как правило, получатель должен подготовить договор на перевозку и сопроводительную накладную.

Первый документ заключается с транспортной компанией, которая будет осуществлять доставку груза. В этом договоре оговариваются условия перевозки, расходы, ответственность, сроки и другие важные моменты.

Сопроводительная накладная на товар служит для указания информации о грузе, такой как состав, вес, количество, стоимость и т.д. Этот документ сопровождает груз на протяжении всего пути и используется для контроля и учёта товарных передвижений.

Маршрут заполнения сопроводительных документов

Возникает логичный вопрос: не все же СНТ формируются сразу, тогда когда и что нужно заполнять? Это зависит от особенностей и требований компании, которая отправляет или получает товары.

Например, СНТ (ТОРГ-12) заполняется перед отправкой груза от поставщика к покупателю. Она содержит информацию о количестве, типе товара, его стоимости, данные отправителя и получателя, а также другую необходимую информацию, связанную с отгрузкой.

Накладная на получение груза заполняется при доставке. В ней также указывается количество, тип товаров, его стоимость, данные отправителя и получателя. Иногда также может присутствовать информация о состоянии продукции при получении.

Существуют и другие виды накладных – транспортная накладная, складская накладная, счёт-фактура и т.д. Их заполнение регламентируется в соответствии со спецификой и требованиями законодательства.

В зависимости от конкретной ситуации момент формирования сопроводительных документов может различаться. Например, складская накладная и счёт-фактура заполняются с учётом особенностей товара и его отправления. А вот форма Т-1 используется только при транспортировке алкоголя.

Обычно накладные заполняются непосредственно перед отгрузкой или получением товара.

СНТ и ЭДО: как заполнять документы

  1. На сопроводительной накладной товаров должна быть чёткая и полная информация об отправителе и получателе, включая их названия, юридические адреса и контактные данные.
  2. Важно, чтобы она содержала точное описание груза (наименование, количество, единицы измерения и стоимость и т.д.).
  3. Каждой позиции продукции должен быть присвоен код товара по Единой системе классификации и код товара по ТН ВЭД.
  4. СНТ также обязана содержать информацию о транспортном средстве или контейнере, в котором происходит перевозка товара, включая номер, марку и пломбы.

Обычно этот документ составляется в электронном формате, однако иногда разрешается использование бумажного варианта. Пример – налогоплательщик доказал наличие технических ошибок в работе ИС ЭСФ.

В отношении электронного документооборота (ЭДО) по сопроводительным накладным на товары действуют определённые правила, которые необходимо также соблюдать:

  1. Каждая СНТ должна быть подписана отправителем и получателем товаров, и содержать отметки о проведении основных операций, таких как отгрузка, приём, проверка на соответствие и т.д.
  2. Для обеспечения учёта и контроля над документацией каждая СНТ должна быть зарегистрирована и пронумерована.
  3. Документ должен храниться в течение установленного срока, обычно не менее 5 лет, с возможностью предоставления для проверок или аудита в случае необходимости.

Если вы решили подключиться к ЭДО, используйте систему Астрал.Докс. С помощью этого сервиса вы сможете быстро и безопасно отправлять, получать и обрабатывать документы, а также хранить их в электронном виде. В Астрал.Докс реализовано множество функций, которые помогают автоматизировать рабочие процессы и снизить затраты на обработку документов.

В случае нарушения правил оформления СНТ или несоблюдения документооборота могут быть применены санкции, такие как наложение штрафов, административная ответственность и судебное разбирательство.

Ознакомиться с полным списком Правил оформления СНТ можно в Приказе № 1424.

Взаимодействие СНТ и бухгалтерии

В бухгалтерии оформление и обработка сопроводительных документов ведётся в соответствии с определённой процедурой.

Первоначально сотрудники получают СНТ от отделов закупок или логистики.

Получив их, бухгалтерия начинает обработку и проверку. Бухгалтер сверяет, соответствует ли информация, указанная в документах, фактическому количеству и качеству полученного товара или предоставленной услуги. Кроме того, он проверяет корректность заполнения документов: правильность указанных реквизитов контрагента, сумм, ставок налога, соответствие документов требованиям законодательства и т.д.

После проверки СНТ регистрируются в бухгалтерии. Этот процесс может включать в себя внесение данных в программу бухгалтерского учёта, сканирование документов, создание электронных копий и их архивация.

Заключительным этапом обработки документов в бухгалтерии является формирование отчётности.

Важно отметить, что конкретная процедура обработки документов и способы её организации могут отличаться в зависимости от политики конкретной компании, используемого ПО, размера компании и других факторов.

Образец сопроводительной накладной на товар (СНТ)

Скачать форму бланка ТН

Скачать форму бланка ТТН

Скачать образец ТОРГ-12