Найти тему
PromoPult

Изучаем SEO самостоятельно: материалы для новичков

Оглавление

SEO, или поисковая оптимизация — это целый комплекс работ над сайтом, направленный на то, чтобы занять лучшие места в выдаче поисковых систем и в течение длительного времени получать органический трафик. Подготовили подборку материалов, которые помогут начинающим специалистам структурировать свое обучение.

Введение в поисковое продвижение

SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) — это оптимизация ресурса под поисковые системы (ПС) с целью привлечения органического трафика. Она включает целый комплекс мероприятий: сбор ключей и составление структуры сайта, техническую оптимизацию, улучшение поведенческих и коммерческих факторов, работу над ссылочным профилем и еще много всего. Быстрых результатов здесь ждать не стоит. В SEO идет упор на комплексную и постоянную работу над проектом. Приходится учитывать много факторов ранжирования, а также следить за обновлениями алгоритмов Яндекса и Google. Однако результат того стоит. Попав на первые позиции поисковой выдачи по целевым запросам, вы обеспечите постоянный приток трафика на сайт и сэкономите на рекламе. В отличие от контекстной рекламы, SEO дает длительный эффект. Трафик из поиска продолжает идти до тех пор, пока вы остаетесь на первых строчках выдачи. Если ресурс качественный и грамотно оптимизирован, это может длиться месяцы и даже годы. В контекстной рекламе трафик идет только во время рекламной кампании, и за каждого посетителя приходится платить.

Проектирование сайта

SEO начинается уже на этапе проектирования сайта. Нужно разработать простую и понятную структуру, определиться с разделами, интерфейсом и функционалом проекта. При проектировании учитывайте следующие рекомендации:

  • Создавайте понятную ссылочную структуру. Все страницы должны быть связаны ссылками, чтобы поисковый бот мог быстро добавлять новые URL в индекс.
О внутренней перелинковке, основанной на требованиях SEO, мы рассказывали в этом материале.
  • Присваивайте страницам понятные названия, которые отражают содержание контента.
  • Логически разбивайте контент, каждая страница должна быть посвящена конкретной теме и отражать соответствующий кластер ключевых запросов.
  • Соблюдайте уровень вложенности материалов. Проработайте структуру каталога таким образом, чтобы пользователь мог легко добраться до нужного товара, услуги или статьи с любой страницы сайта.

При проектировании сайта рекомендуем анализировать конкурентов в выдаче. Посмотрите, какие категории и разделы есть на других ресурсах, как реализована навигация и проработан интерфейс, какие элементы привлекают внимание. Отметьте важные моменты и подумайте, каким образом их можно реализовать на своем проекте.

Семантическое ядро

Семантическое ядро — это все ключевые слова и фразы, по которым вы хотите продвигать сайт в поисковых системах. От его полноты зависит, какой трафик удастся привлечь. Для сбора семантического ядра можно использовать специальные автоматизированные сервисы, список которых вы найдете ниже в статье. Если проект небольшой, можно воспользоваться бесплатным инструментом «Подбор слов» («Вордстат») от Яндекса. Укажите поисковый запрос в строке и перейдите в раздел «Топы запросов». В режиме «Популярные» вы увидите запросы, содержащие этот ключ. Рядом с каждым из них стоит цифра, обозначающая, сколько раз в месяц пользователи вводили эту фразу в поиске.

 📷
📷

Переключитесь на «Похожие» и найдете интересные ключи для дополнения семантического ядра.

 📷
📷

Сначала рекомендуем собрать основные (базовые, маркерные) ключи, которые задают тематику страницы или раздела сайта. Далее на их основе можно найти дополнительные ключи или «хвосты», дополняющие тему. Например, «купить диван» — это маркерный запрос, а «купить серый диван в гостиную» — это «хвост».

Подробную инструкцию по Wordstat найдете в этой статье, а гайд по сбору семантического ядра — здесь.

Техническая оптимизация

Техническая или внутренняя оптимизация сайта — это комплекс работ над структурой и настройками проекта. Важно, чтобы все страницы открывались без ошибок, сайт быстро загружался на любых устройствах, был доступен и правильно индексировался. Первое, что нужно сделать в процессе внутренней оптимизации — это создать файлы robots.txt и sitemap.xml.

Robots.txt

Это текстовый документ, который показывает поисковым системам, как именно нужно индексировать сайт, какие страницы нужно добавлять в базу, а какие — нет. Его загружают в корневую папку сайта, предварительно прописав нужные директивы. Вот пример одного из таких файлов:

 📷
📷

Содержимое robots.txt зависит от проекта, универсальных решений здесь нет. В большинстве случае рекомендуется скрывать от индексации страницы для печати, авторизации и регистрации профиля, сравнения товаров, а также дубли, которые нельзя полностью удалить. Проверить корректность работы robots.txt можно в Яндекс Вебмастере. Про robots.txt в нашем блоге есть несколько материалов: Как составить robots.txt для интернет-магазина Как составить правильный robots.txt для Яндекса и Google [инструкция] Как закрыть сайт от индексации поисковыми роботами

Карта сайта

Карта сайта (sitemap.xml) — это документ со списком всех индексируемых страниц. Ее можно сгенерировать онлайн в специальных сервисах, например, SitemapXML или Sitemap Generator, либо с помощью плагинов для CMS. Документ должен быть в формате UTF-8, содержать не более 50 000 ссылок и весить до 50 Мб.

Как создать XML карту сайта, читайте здесь.

Также в рамках технической оптимизации нужно регулярно проверять сайт на наличие битых ссылок, дублей и других ошибок. В этом помогут специальные сервисы, список которых будет ниже. А более подробно погрузиться в изучение технической стороны SEO помогут эти статьи в нашем блоге: Чек-лист по оптимизации сайта, часть 1: внутренние факторы SEO Как проверить валидность кода и найти ошибки в HTML и CSS Как настроить микроразметку Schema.org без помощи программиста Формат микроразметки JSON-LD: что это такое 15+ возможностей .htaccess, о которых вы могли не знать Как использовать noindex и nofollow Как настроить 301-й редирект Какой должна быть скорость загрузки сайта [и как ее увеличить] Как провести аудит страницы при помощи PageSpeed Insights и ускорить ее Статус и заголовки ответа сервера: что это и как проверить

Оптимизация внешних факторов

Яндекс и Google оценивают не только сайт, но и то, какие ресурсы на него ссылаются. Поэтому не покупайте ссылки на заспамленных и некачественных ресурсах (донорах), не подходящих по тематике. Для получения естественных и бесплатных ссылок публикуйте интересный контент, которым пользователи сами захотят делиться в социальных сетях и блогах. Также для эффективного и безопасного линкбилдинга можно воспользоваться автоматизированными сервисами. Например, в PromoPult есть технология продвижения ссылками с PBN-сетей, о ней мы подробно рассказывали в этой статье.

Технологиям внешней оптимизации в нашем блоге посвящен специальный раздел.

Оптимизация поведенческих факторов и юзабилити

На SEO влияют не только внешние и внутренние факторы, но и юзабилити сайта. Поисковые системы отслеживают, как посетители ведут себя на странице, насколько быстро уходят, кликают ли по ссылкам, кнопкам и так далее. Для оценки поведенческих факторов используется много метрик, одна из наиболее важных — показатель отказов, который можно отследить с помощью Яндекс Метрики. Чем он ниже, тем лучше.

 📷
📷

Причины высокого показателя отказов:

  • низкая скорость загрузки сайта;
  • запутанная структура;
  • отсутствие полезного контента;
  • технические ошибки и сбои в работе проекта.

Для оценки поведенческих факторов используйте «Вебвизор». Он показывает, как посетители ведут себя на странице, куда чаще нажимают и на каком этапе уходят с сайта.

 📷
📷
Как провести юзабилити аудит сайта самостоятельно, читайте в этой статье.

Коммерческие факторы

Коммерческие факторы важны для интернет-магазинов и сайтов, продающих товары и услуги. Это элементы, влияющие на решение о покупке товара: кнопки для оформления заказа, корзина, информация о доставке и вариантах оплаты, описание подробных условий покупки, блоки доверия с отзывами покупателей и т. д. Чтобы понять, какие коммерческие факторы нужно внедрить на сайт, проанализируйте ресурсы конкурентов. В работе над коммерческими факторами помогут наши статьи: Коммерческие факторы ранжирования в e-commerce и на сайтах услуг Юзабилити анализ корзины на сайте Технологии апсейла и кроссейла: как увеличить продажи с помощью товарных рекомендаций Чек-лист по оптимизации сайта, часть 2: юзабилити и коммерческие факторы

Оптимизация контента и метаинформации

Советы по оптимизации контента:

  • Вписывайте ключевые слова естественно и только в соответствии с тематикой страницы. Не спамьте и не пытайтесь манипулировать выдачей.
  • Анализируйте тексты конкурентов, которые уже занимают первые позиции в ПС. Учитывайте их показатели при создании своего контента.
  • Публикуйте качественные, экспертные и уникальные тексты. Структурируйте материалы, дополняйте их видеороликами, картинками, опросами и другими элементами, несущими дополнительную ценность для пользователя.
  • Оптимизируйте контент под голосовой поиск, так как многие люди ищут информацию с телефона. Пишите простым языком и так, будто отвечаете на вопрос пользователя.

Проверить уникальность и заспамленность текстов можно в сервисах Text.ru и Advego.ru. Подробнее — в наших материалах по теме оптимизации контента: Оптимизация контента своими руками [инструкция PromoPult для копирайтеров] Как заказывать тексты для коммерческого сайта [инструкция PromoPult] Как наполнять сайт полезным контентом на полном автомате [инструкция PromoPult] Для каждой страницы заполняйте важные метатеги — title и description. Они должны быть уникальными, отражать тематику и содержать ключевые слова в естественной форме. Title и description часто отображаются в сниппете, поэтому напрямую влияют на то, как часто пользователи будут переходить на сайт из поиска.

 📷
📷
Обо всех важных метатегах и заголовках для SEO мы рассказывали в этой статье.

Санкции и фильтры поисковых систем

Поисковые системы следят за качеством сайтов в выдаче, поэтому могут накладывать фильтры на ресурсы, которые не соответствуют правилам. Чаще всего санкциям подвергаются проекты, публикующие переоптимизированный или неуникальный контент и спам, а также занимающиеся продажей или покупкой ссылок в чрезмерных количествах. Примеры фильтров Яндекса можно найти здесь, Google — здесь. А как проверить сайт на санкции поисковиков, мы писали в этой статье. Если сайт попал под один или сразу несколько фильтров, нужно сначала выяснить причину, а затем попытаться ее устранить. Определить наличие санкций можно через панели Google Search Console и Яндекс Вебмастера. Если никаких данных в сервисах нет, а сайт просел по позициям, стоит написать в техподдержку ПС и уточнить, не наложен ли на проект фильтр.

SEO-сервисы и расширения

SEO-специалисты в своей работе пользуются специальными сервисами и расширениями, которые помогают автоматизировать многие задачи. Базовыми инструментами можно назвать Google Search Console и Яндекс Вебмастер. Это бесплатные сервисы для вебмастеров и владельцев сайтов от Google и Яндекса. С их помощью можно найти серьезные технические ошибки, проверить индексацию страниц, адаптивность дизайна, структуру проекта, наложение санкций и многое другое.

Подробный гайд по работе с Яндекс Вебмастером — в этой статье, с Google Search Console — здесь.

Комплексные сервисы для SEO-специалистов и владельцев сайтов:

  • SEO модуль PromoPult. Помогает провести полную внутреннюю и внешнюю оптимизацию, анализирует robots.txt, метаданные и технические настройки. Также в модуль встроены инструменты для сбора и кластеризации ключевых слов, отслеживания позиций, линкбилдинга и наполнения сайта контентом. Многие инструменты бесплатны, а при пополнении баланса от 3000 рублей SEO проект бесплатно настроит специалист PromoPult.
  • ПиксельТулс. Проверяет метаданные, дубли, редиректы и битые ссылки. Оценивает скорость загрузки проекта и показывает критические технические ошибки, которые мешают продвижению. Сервис платный, от 2490 руб. в месяц.

Сервисы для технического аудита:

  • Screaming Frog SEO Spider. Десктопная программа для поиска битых ссылок, редиректов, проверки метатегов, структуры, robots.txt и карты сайта. В бесплатной версии можно проанализировать до 500 URL.
  • PR-CY. Онлайн-сервис для проверки метаданных, скорости работы сайта, адаптивности верстки, поиска битых ссылок и серьезных технических ошибок на сайте. Для доступа к большинству функций нужно оплатить тариф стоимостью от 990 руб. в месяц, можно воспользоваться бесплатным тестовым доступом на одну неделю.
  • SiteAnalyzer. Бесплатная программа для аудита и создания sitemap.xml. Анализирует метатеги, помогает найти дубли, редиректы и битые ссылки.
  • PageSpeed Insights. Определяет скорость загрузки сайта и дает рекомендации для ее улучшения.

Сервисы для проверки внешних ссылок:

  • MegaIndex. Помогает отслеживать позиции по запросам, проверяет исходящие и входящие ссылки.
  • Majestic SEO. Находит и показывает внешние ссылки на сайт. Подойдет для анализа ссылочного профиля и качества доноров.

Сервисы для сбора ключевых слов:

  • Keys.so. Определяет ключи конкурентов, собирает дополнительные запросы и подсказки ПС, группирует их и ищет упущенные фразы для сбора дополнительного трафика. Сервис платный, от 5300 руб. в месяц, но можно приобрести доступ на день для решения срочных и небольших задач.
  • SpyWords. Парсит ключи конкурентов и отслеживает позиции, которые сайт уже занимает в выдаче. Помогает быстро собрать семантическое ядро. Платный, от 2900 руб. в месяц.
  • Key Collector. Программа для ПК, подойдет для профессионального использования. Собирает основные запросы, «хвосты» и фразы из подсветки всех поисковых систем и рекламных сервисов. Умеет группировать ключи и чистить дубли. Лицензия бессрочная, дается на один ПК, цена 2200 рублей.
  • Rush Analytics. Парсит ключевые фразы конкурентов, подсказки и дополнительные слова в поиске, кластеризует запросы и снимает позиции сайта в выдаче. Платный, от 500 руб. в месяц.

Подборки полезных для оптимизатора сервисов найдете в этих статьях: Как узнать статистику запросов в Яндексе и Google по ключевым словам в 2023 году 10 сервисов для съема позиций в SEO Лучшие сервисы проверки посещаемости своего или чужого сайта Как парсить сайт: 20+ инструментов на все случаи жизни

Чек-лист для SEO-аудита

SEO-аудит удобно проводить по чек-листу, пошагово двигаясь от пункта к пункту, чтобы ничего не упустить. В интернете можно найти много гайдов и списков с рекомендациями, что и как нужно проверять. Мы разберем чек-лист от PromoPult. Его преимущество в том, что система сама проанализирует сайт и покажет, какие пункты нуждаются в доработке. Это очень удобно, особенно, если вы начинающий специалист и пока не знаете, на что обратить внимание в первую очередь. Для проверки сайта по чек-листу зарегистрируйтесь в PromoPult и заведите SEO проект.

 📷
📷

Перейдите в раздел «Управление SEO» → «Профессиональные настройки».

 📷
📷

Выберите блок «Оптимизация сайта».

 📷
📷

Система автоматически проведет аудит сайта и покажет список работ, которые нужно выполнить. Чтобы ознакомиться с подробной инструкцией по каждому пункту, кликните на задачу. Ее описание появится в колонке справа.

 📷
📷

Зеленая галочка рядом с задачей означает, что все в порядке и работа уже выполнена. Оранжевая метка показывает, что нужны доработки. Вы можете самостоятельно пройтись по всему чек-листу и внести изменения в проект либо передать эту задачу специалистам PromoPult.

Бесплатные курсы по SEO для новичков

На бесплатных курсах можно изучить основы SEO, понять принципы ранжирования сайтов в поисковых системах и получить общее представление о профессии SEO-специалиста. При выборе обучения обращайте внимание на дату обновления материалов. Чем новее курс, тем лучше, так как в SEO все быстро меняется и то, что работало 3-5 лет назад, может оказаться бесполезным сегодня. Подборка актуальных бесплатных курсов по SEO-продвижению для новичков:

  • «Поисковое продвижение» от CyberMarketing. Состоит из 6 видеоуроков общей длительностью 3 часа. После каждого занятия нужно пройти тест на знание материала. На уроках рассказывают о том, как работают поисковые системы, под какие фильтры может попасть сайт и как этого избежать, как собрать семантическое ядро и выполнить внутреннюю оптимизацию сайта, как заниматься внешним продвижением и что такое коммерческие факторы ранжирования. Для тех, кто живет в Москве, CyberMarketing каждый месяц проводит офлайн семинары, посвященные, в том числе, и поисковой оптимизации.
  • «Сертификация в PromoPult. Поисковое продвижение». Включает 12 уроков общей продолжительностью 3 часа. По окончании курса выдается сертификат и начисляются бонусы на счет аккаунта. Обучение подойдет тем, кто хочет освоить азы SEO и продвигать проект в PromoPult. На уроках обучают, как собирать семантику и кластеризовать запросы, оптимизировать сайт, создавать сильный ссылочный профиль и работать с отчетами по продвижению. Подойдет новичкам и опытным специалистам.
  • «Старт в SEO 2024» от Rush Academy. Состоит из 9 занятий общей длительностью 4 часа. Есть домашние задания, практика и закрытый чат, где участники могут пообщаться со специалистом и задать ему интересующие вопросы. На уроках расскажут о принципах ранжирования сайтов в ПС, разберут основные инструменты и термины в SEO, покажут, как собирать ключевые слова и оптимизировать тексты.
  • «Базовый курс по SEO» от Топвизора. Включает 70 уроков, разбитых по девяти модулям. На занятиях научат готовить сайт к продвижению, проводить технический аудит, анализировать проекты конкурентов, собирать семантику, работать над улучшением коммерческих и поведенческих факторов. После прохождения курса и сдачи итогового теста ученикам выдают сертификат.

Изучаем веб-аналитику с нуля

SEO неразрывно связано с веб-аналитикой. При продвижении сайта важно уметь отслеживать и фиксировать результаты проведенных работ, находить сдерживающие факторы и точки роста проекта. Изучить веб-аналитику с нуля помогут следующие материалы:

  • Бесплатный курс «Основы веб-аналитики для интернет-маркетологов» от Нетологии. Занятия проходят в формате видеолекций, есть практические задания. На уроках рассказывают о важных метриках и бизнес-показателях, которые нужно отслеживать при развитии проекта, показывают инструменты для работы с аналитикой и примеры реальных кейсов.
  • Бесплатные курсы по Яндекс Метрике от Яндекс Рекламы. На уроках научат выбирать каналы для раскрутки бизнеса и получения трафика, анализировать отчеты, отслеживать цели и работать над увеличением конверсии.
  • Бесплатные курсы по Google Аналитике 4 на Skillshop. Сможете познакомиться с функциями Google Аналитики, используя данные готовых ресурсов, на тестовом аккаунте.

Этих материалов будет достаточно, чтобы научиться работать с основными метриками для анализа посещаемости сайта. Если же вы хотите освоить профессию веб-аналитика, лучше выбирать платные курсы с поддержкой кураторов и прохождением практики. SEO — важный инструмент для повышения видимости и рейтинга сайтов в поисковых системах. Он включает в себя комплекс мероприятий для улучшения качества и структуры контента, оптимизации ресурса и создания внешней ссылочной массы. Благодаря SEO, сайты могут получать больше органического трафика, увеличивать конверсию и, в конечном итоге, улучшать свои позиции, приносить лиды и продажи. Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2Vtzqw3kK7Y