Найти тему
204,4K подписчиков

Ограбленные цари: кто и как способен отобрать добычу у льва

573 прочитали

Лев – самый символичный из хищников. Его полагают образцом мужества и благородства, царем зверей. Но в реалиях он все же не так величественен, как в мифах и сказках. Кот – он и есть кот, даже если очень большой.

Царственная лень

Лев (Panthera leo) – действительно один из самых крупных наземных хищников. Он принадлежит к подсемейству больших кошек, и ученые так и не пришли к выводу, кто крупней – африканский лев или амурский тигр. Скорее они одинаковые.

Лев – самый символичный из хищников. Его полагают образцом мужества и благородства, царем зверей. Но в реалиях он все же не так величественен, как в мифах и сказках.

Существует не только африканский, но и азиатский лев. Но это подвид того же вида, да и сохранилось ныне всего около трех сотен азиатских львов.

Африканские львы тоже представлены несколькими подвидами, различающимися габаритами и нюансами окраски, в первую очередь цветом, густотой и размерами гривы самцов. Примерно общая численность львов в Африке ныне оценивается в 50 тыс., а точнее немногим меньше.

Львы и львицы заметно отличаются друг от друга – размерами и гривой (хотя бывают самцы без гривы, но это исключение). Это необычно для кошачьих, у прочих представителей этого семейства отличить кошку от кота без подробного изучения обычно непросто.

Еще одна особенность, присущая львам, но не другим кошкам – коллективизм. Львы живут небольшими группами (прайдами), в которые входит один или несколько самцов, несколько самок и молодые львята.

Львы действительно велики. Средний вес самца оценивается в 180 кг, самки – более 125 кг. Длина тела в среднем около 2 м у самцов и 1,5 м у самок, высота в плечах соответственно более 1,2 и 1 м.

Лев – самый символичный из хищников. Его полагают образцом мужества и благородства, царем зверей. Но в реалиях он все же не так величественен, как в мифах и сказках.-2

Все кошки – очень ленивые животные, и большую часть своей жизни тратят на сон и отдых. Львы не исключение – они отдыхают 20 часов в сутки.

Львы-самцы и того ленивее, ибо они редко охотятся самостоятельно. Пищу для прайда добывают взрослые львицы. Льву же при этом лишь достается «львиная доля» при дележке.

Лев – самый символичный из хищников. Его полагают образцом мужества и благородства, царем зверей. Но в реалиях он все же не так величественен, как в мифах и сказках.-3

Но у самца тоже есть обязанности. Он защищает территорию прайда от нежелательных визитеров, вроде других хищников вообще и других львов в частности. Лев же обычно следит за тем, чтобы детеныши получали достаточную порцию мяса – львицы делиться не склонны, особенно с чужими львятами.

Львицы на охоте действуют совместно – это еще одна необычная для кошек характеристика львов. В сочетании с огромной силой (в том числе убойной, которая у кошек очень велика благодаря возможности равноценно использовать и зубы, и когтистые лапы) коллективизм дает отличные результаты – львы способны добывать весьма крупных и сильных животных. Крупные антилопы, буйволы, даже жирафы – обычная для них добыча.

Лев – самый символичный из хищников. Его полагают образцом мужества и благородства, царем зверей. Но в реалиях он все же не так величественен, как в мифах и сказках.-4

Чем добыча крупнее – тем больше в ней мяса, тем меньше сил приходится затрачивать на добычу каждого условного килограмма. А если животное таково, что на пару приемов пищи хватит (льву надо в день около 7, львице – 5 кг мяса) – и вовсе замечательно.

Но это в том случае, если добычу попросту не сопрут. А жуликов и в саванне хватает.

Караул, грабят!

Кто же решается покуситься на законную добычу царя зверей (ну цариц, неважно)? В первую очередь этим занимаются пятнистые гиены – вот уж воистину, мал клоп, а неприятностей не оберешься!

Лев – самый символичный из хищников. Его полагают образцом мужества и благородства, царем зверей. Но в реалиях он все же не так величественен, как в мифах и сказках.-5

Гиены по размерам и в сравнение со львами не идут. Но они наглы, подвижны и живут и охотятся довольно большими стаями.

Заприметив группу львов, добывших что-то вкусное, гиены начинают кружить поблизости, подскакивают прямо к пирующим кошкам, норовят едва не из пасти кусок выдернуть. Если же львы раздражаются настолько, что начинают серьезно гонять нахлебников, выходит еще хуже – для львов. Гиеньи стаи многочисленнее львиных прайдов. Пока львы гоняют нескольких гиен, остальные могут их добычу по кускам растащить.

Правда, для гиен это тоже сплошь и рядом заканчивается плохо. В Африке просто нет хищников, реально способных противостоять львам. Поэтому при случае они и гиен употребят на обед за милую душу. Особенно если те напросились, таская уже добытое.

Но зато в Восточной Африке львам успешно противостоят люди. И тоже запросто грабят хищников!

Крупное племенное объединение масаев (в нем и ныне несколько сот тысяч человек, а возможно, и под миллион) известно в Африке силой, храбростью и охотничьей сноровкой своих мужчин. Масаи – рослые, прекрасно сложенные люди, похожие на изображения греческих атлетов с древних амфор. И еще 100 лет назад юноша-масай не мог быть признан взрослым, пока в одиночку (!), с копьем (!!) не добывал льва.

Лев – самый символичный из хищников. Его полагают образцом мужества и благородства, царем зверей. Но в реалиях он все же не так величественен, как в мифах и сказках.-6

Ныне правила изменились. Но масаи и сейчас исхитряются использовать свои знания львиной природы для своей выгоды.

Несколько воинов выслеживают львиный прайд и дожидаются, когда он удачно поохотится. Затем они дают возможность кошкам немного заморить червячка – чтобы слишком злыми не были.

А затем масаи формируют «стенку» и просто прут на львов в психическую атаку – строем. Мужества для этого требуется не меньше, чем проявили белогвардейцы из фильма «Чапаев», в рост шедшие на пулеметы. Но вот львы на поверку оказываются совсем не чапаевцами.

Инстинкт заставляет хищников пугаться самой решимости противника, который к тому же в плотном строю кажется большим и грозным. И львы разбегаются, оставляя добычу – как бы чего не вышло...

Дальше – дело техники. Пока львы просекают ситуацию, ловкие масаи успевают снять с их добычи весь филей. Ну или еще чего прихватить, получше. А львам остается второй сорт.

Такой способ добычи мяса удивляет и впечатляет. Но почему масаи вынуждены к нему прибегать?

За чей счет банкет?

Тут в чем дело. Львов в Африке ныне больше всего в Кении и Танзании. А почему? А потому, что там устроены грандиозные заповедники, где проходят сезонные миграции гну, зебр и других африканских копытных.

Их там многие десятки тысяч. И львы просто тянутся к «накрытому столу». К тому же в заповедниках им самим спокойнее – охота исключена.

Заповедники называются Серенгети и Масаи-Мара. Поняли? Масаи! Все дело в том, что земли эти формально принадлежат масаям!

Но распоряжаться на них по-своему масаи не могут. Ибо природа этих территорий официально находится под управлением правительств Кении и Танзании! В общем, выходит резервация, вроде тех, что снискали себе столь плохую славу в Америке.

А значит, охотиться нельзя, и не только на львов. Заповедники ведь!

Охранять природу надо, с этим не поспоришь. Но вот делать это приходится поневоле за чей-то счет.

Лев – самый символичный из хищников. Его полагают образцом мужества и благородства, царем зверей. Но в реалиях он все же не так величественен, как в мифах и сказках.-7

Масаи упрямо придерживаются образа жизни своих предков, и цивилизовываться не желают. И что, разве можно выбирать между ними и «цивилизованными людьми»?

Понятно, что гораздо проще устроить заповедник на земле масаев и жестоко преследовать их за браконьерство, если они рискнут провести посвящение в совершеннолетие по древней традиции – с охотой на львов. Проще вынудить их этих самых львов грабить.

Ну в самом деле, не транснациональные же корпорации «белых сахибов», выкачивающие за копейки африканские богатства, ущемлять! Этак может пострадать знаменитая танзанийская добыча драгоценных камней, например. Или кенийские кофейные плантации. Никак нельзя уступать цивилизацию каким-то львам и гну, пусть дикари подвинутся!

Ныне львы в Серенгети и Масаи-Мара чувствуют себя совсем неплохо и с царственным равнодушием игнорируют многочисленных денежных туристов, любующихся ими из дорогих джипов в рамках сафари-тура. А масаи – ну что масаи? Им выбор четко обозначили: цивилизация или небытие!

Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!