Найти тему

Потребители адаптируются к отсутствию западных ритейлеров

Как выяснила компания B1 (ранее E&Y в Российской Федерации), после ухода западных ритейлеров с российского рынка основная часть покупателей крупных международных брендов сместила свои покупательские привычки в онлайн-пространство или мультибрендовые магазины. Количество покупателей, которые ощущают потерю привычных иностранных брендов, резко сократилось и составляет менее трети.

Адаптации способствовало развитие электронной коммерции, а также параллельного импорта. В результате, вопреки ожиданиям производителей, желавших занять для россиян место западных компаний, конкуренция на рынке только усилилась. Торговля предметами роскоши — единственный сектор, где дефицит и препятствия все еще очевидны.

Опрос потребителей о западных брендах в России

Исследование, проведенное «Коммерсантом» и B1 (бывшее российское подразделение E&Y) среди 1 000 респондентов осенью 2023 года, показало, что 28% потребителей вынуждены искать замену западным брендам в непродовольственном секторе, тогда как годом ранее этот показатель составлял 44%.

В 2020 году 45 % потребителей были вынуждены отказаться от покупки одежды западных брендов из-за дефицита. Осенью 2023 года этот показатель снизился до 32 %. Людей, которые не смогли полностью избежать ограничений, за этот период стало меньше с 20 до 17 %.

Подтверждается, что россияне приспосабливаются к новому положению вещей, которое было вызвано ростом параллельного импорта, переходом покупателей на более дешевые марки и развитием онлайн-торговли. При этом более 40 % опрошенных заявили, что стараются приобретать товары известных брендов через Интернет.

Мила Грошева, директор по маркетингу торгового сервиса BUYMI, утверждает, что с декабря 2022 года по декабрь 2023 года объем заказов вырос на впечатляющие 40 %. Она отмечает, что покупатели обычно предпочитают онлайн-вариант из-за сложностей с поиском нужного в России или из-за высоких цен в физических магазинах. Тем не менее, опрос показывает рост доли людей, которые заметили повышение стоимости товаров от старомодных брендов. За полгода эта доля выросла с 26 до 43 %.

Почти половина опрошенных не желает платить больше за знакомые иностранные бренды, а 27 % заявили, что не стали бы платить больше 10 %. Кроме того, 63 % отметили исчезновение рекламы известных западных брендов, а 45 % респондентов сообщили, что стали реже покупать эти товары. Алексей Ванчугов, управляющий партнер компании «Ванчугов и партнеры», заявил, что многие известные бренды, в том числе Inditex, H&M и Uniqlo, заявили об уходе с российского рынка, но постепенно возвращаются через дистрибьюторов и мультибрендовую розницу. По его словам, «серьезного истощения рынка не наблюдается». Эксперт также отметил, что турецкие ритейлеры, которые пообещали заменить уходящие бренды, сталкиваются с жесткой конкуренцией. Это может привести к сокращению числа новых участников, считает г-н Ванчугов.

Старший директор CORE.XP Марина Малахатько объясняет, что предметы роскоши из ЕС и США, стоимость которых превышает 300 евро или 300 долларов за единицу товара, не могут быть заменены в России из-за санкций. Она также утверждает, что производство таких товаров внутри страны слишком дорого, а качественных материалов не хватает.

NielsenIQ Россия отмечает, что в большинстве потребительских товаров (FMCG) практически нет сложностей, особенно в продуктах питания, где ассортимент товаров сократился всего на 2% по сравнению с 2022 годом. Кроме того, NielsenIQ Россия подчеркивает, что ритейлеры и производители все еще работают над подбором товаров, поскольку его эффективность снижается, а конкуренция между отдельными брендами растет.

Читайте, комментируйте, критикуйте! Подпишитесь, ставьте палец вверх, делайте репост если хотите поддержать развитие канала и наш материал оказался Вам полезным! Спасибо!