Найти тему
History Empires

С тактом у него было плохо, а вот с отвагой всё хорошо. Был честнейшим человеком, но кое в чём сумасшедший — чуть не репрессировал Сталина

Оглавление

Война, а особенно такая, как Великая Отечественная, она же как сито.

Помните незабываемую цитату из замечательного фильма «Приходите завтра». Бабушка вахтёрша объясняет: «Туры, да туры. Ну, вроде как через сито людей просеивают. Сеют, сеют, а потом как турнут».

Вот и война. Она же, эта тётка чужая, для военачальников как экзамен в самое престижное учебное заведение. Это хорошо, если турнут, а то ведь могут и к стенке поставить за плохую оценку в зачётке.

Как например, генерала Павлова. Хотя я во многих своих статьях говорил, что это было не совсем правильное решение. Оставьте его на второй год, дайте ему роту или взвод. Исправит на пятёрку. Пользы это этого больше будет.

Да, жуткий, но это самый эффективный отбор военных, да и гражданских, кадров. Посмотрите, кто был на первых ролях в 41-м. Они же к 45-му, в лучшем случае, были уже на вторых ролях. А некоторые и в массовке участвовали.

Климент Ворошилов, наш самый меткий стрелок. Семён Буденный, наш самый отчаянный кавалерист. Семён Тимошенко, наш гений лобового удара. И многие другие.

И вот об одном из них мы и хотим поговорить. Он также не прошёл отбор и его «турнули» в 1942 году. Многие шакалы не отказали тогда себе в удовольствии подёргать за хвост мёртвого Льва.

Знакомьтесь. Лев Захарович Мехлис, которого почему-то называют тенью Сталина и его карающей секирой. С этим можно поспорить. Мехлис, как бы к нему не относились, был вполне самостоятельной политической фигурой.

Большинство людей имеют о нём самое общее представление.

Бомбардир Его Императорского Величества

Как это не странно, но о родителях Мехлиса очень мало сведений. С его слов, он родился в 1889 году в Одессе в семье владельца небольшой мастерской по переплёту книг. Что называется, с книжками в обнимку. Не исключено, что родитель товарища Мехлиса был очень состоятельным одесситом.

В Российской империи в отношении евреев тогда действовала так называемая черта оседлости. Это когда за ними сохранялось право на публичное отправление веры и владение собственностью, а вот проживать в центральных российских губерниях им запрещалось.

Лев Захарович Мехлис.
Лев Захарович Мехлис.

Поэтому не исключено, что наш герой, получивший довольно неплохое образование — незаконченное коммерческое училище и работая конторщиком, рвался на свободу.

Он вступил в еврейскую социал-демократическую рабочую партию «Поалей Цион», которая ратовала за решение национального вопроса, а также за уничтожение классовой структуры общества вместе с частной собственностью на орудия производства.

Но его, осторожную революционную деятельность, если можно так сказать, безжалостно прервали, отправив в 1911 году послужить царю-батюшке. Он попал в артиллерию, где через год получил чин бомбардира (ефрейтор).

Первую мировую встретил в действующей Русской императорской армии. Его 2-я гренадёрская артиллерийская бригада с первых дней на Румынском фронте.

Ничего не известно о наградах Мехлиса и каким образом он демобилизовался. И демобилизовался ли. Лев Захарович предпочитал не упоминать о своём унтер-офицерском звании, до которого он дослужился. Можно лишь предположить, что в годы Первой мировой этот человек неоднократно проявлял храбрость.

Судьбоносная встреча

Он всегда подчёркивал, что чуть ли не с 1915 года участвовал в подпольных социалистических кружках. Где уж он там на фронте в 15-м нашёл эти кружки — неизвестно. Позднее, по негласному правилу, к «старым большевикам» относили членов партии, которые вступили в РСДРП именно до 1916 года. Многие тогда причисляли себя к «старым большевикам», хотя официально получили партбилет только в конце 1917—1918 гг.

Вот и наш герой, вступив в партию большевиков только в марте 18-го, очень хотел, чтобы его причисляли к «старым большевикам». Хотя, принимая во внимание, что биография Мехлиса до 1918 года крайне запутанна, всё может быть, что он действительно был как-то связан с РСДРП с 1915 года.

Что самое интересное, с Одессой, откуда родом наш герой, связаны многие «старые большевики». Взять тех же Троцкого, Пятницкого, Якира, Гамарника, Шмидта, Блюмкина и других. Рассадник какой-то большевистский, а не город у Чёрного моря.

Клим Ворошило, Лев Мехлис и Иосиф Сталин.
Клим Ворошило, Лев Мехлис и Иосиф Сталин.

В январе 1918 года, когда отставной фейерверкер царской армии вернулся в свой родной город, он с головой окунулся в революционную деятельность.

Его, как активного участника становления советской власти в Одессе, избрали членом комитета депутатов Румынского фронта, Черноморского флота и Одесского военного округа. Просто так кого-то туда не избирали. Вот уже когда эта «динамо-машина» начала набирать свою скорость.

Началась Гражданская война и конечно же Мехлиса отрядили в военные комиссары. Сначала кинули на бригаду, а затем в 46-ю Екатеринославскую стрелковую дивизию. Если кто не знает, Днепропетровск был когда-то Екатеринославлем (укр. – Днепр).

Воевал храбро. За спины красноармейцев не прятался. Был ранен. Награждён орденом Красного знамени, высшей наградой в то время. Долго лечился после ранения.

1920 год круто изменил его судьбу. Хотя он тогда и не догадывался об этом.

После госпиталя его отправили комиссаром на Юго-Западный фронт, командующим которым был Александр Егоров, будущий маршал, репрессированный в 1939 году. Членом реввоенсовета фронта был Иосиф Сталин.

Будущий вождь народов запомнил тогда Мехлиса. В апреле 1922 года, когда Сталина избрали Генеральным секретарём ЦК РКП(б), он пригласил его к себе помощником. Никто не поспорит с тем, что-что, а кадры подбирать Иосиф Виссарионович мог как никто другой.

В лице Льва Мехлиса Сталин нашёл идеального помощника, преданного вождю и обладающего уникальной работоспособностью. Мехлис, работая со Сталиным, довольно быстро уяснил для себя — есть только одно мнение, и это мнение вождя!

До Льва работали одни ослы и шакалы

В свою очередь и генсек абсолютно доверял своему помощнику. Мехлиса он ценил. Он даже отпустил его на "волю", позволив своему помощнику отучиться в Институте Красной Профессуры.

К учебе Мехлис относился очень серьёзно. Институт он закончил с отличием, а впоследствии даже смог получить учёную степень доктора экономических наук.

В 1930 году начинается карьерный рост Мехлиса. Любимого помощника Сталина назначили заведующим отделом печати ЦК ВКП(б). А в 1931 году, потеснив сестру Ленина Марию Ильиничну Ульянову, Мехлиса одновременно делают еще и главным редактором главного рупора партии — газеты «Правда».

Ни до него, ни после, такого совмещения не было в истории СССР. Это было исключительное доверие Иосифа Сталина к Мехлису.

Мехлис с женой Елизаветой Абрамовной и сыном Леонидом. В Годы ВОВ его жена была военврачом, а сын воевал.
Мехлис с женой Елизаветой Абрамовной и сыном Леонидом. В Годы ВОВ его жена была военврачом, а сын воевал.

Именно при Мехлисе в «Правде» начали появляться приставки при упоминании имени Сталина. Например такие, как «великий», «гениальный», «учитель» и т.п. Он задал политику обожествления лидера страны.

Мехлис также обладал способностью как в деле фальсификации истории, так и советской действительности.

Сталин был не против этого. Однажды он как-то заметил: «До Льва у нас в «Правде» работали одни жалкие ослы и шакалы».

Мало кто знает, что Мехлис в 1932 году возглавлял комиссию, проводившую расследование самоубийства жены Сталины — Надежды Аллилуевой. Мехлис тогда на полном серьёзе допрашивал своего шефа. Всерьёз и без дураков. Многие тогда его считали в кое в чём сумасшедшим, в его мании везде видеть врагов. Даже в самом Сталине. Но в его честности никто не сомневался.

Лев Мехлис - главный редактор газеты "Правда".
Лев Мехлис - главный редактор газеты "Правда".

В 1937 году Лев Мехлис на вершине своей карьеры. Его назначают на должность начальника Политического управления армии с присвоением персонального звания армейского комиссара 2-го ранга (генерал-полковник). Одновременно он становится заместителем наркома обороны СССР.

Через год Мехлиса повышают до армейского комиссара 1-го ранга (генерал армии) и делают членом Главного военного совета РККА. Этот совет состоял из девяти членов. Самых доверенных во главе с вождём.

В 1940 году Лев Захарович был переведён на пост наркома государственного контроля. Его честность была у всех на слуху. Он стал просто бичом для номенклатуры, пытающейся поживиться за счет советского государства.

Его появление на этом посту вызвало страх перед ним и, естественно, ненависть к нему. Кто же любит контролёров? Тем более таких, как Мехлис, который только за первую половину 1941 году организовал проведение около 400 ревизий в наркоматах.

Многие рассказывают о Мехлисе, как о надменном, хамоватом субъекте, а вот его заместитель по Госконтролю Иван Ковалёв давал ему противоположную характеристику: «Лев Захарович свои требования всегда высказывал вежливо, но настойчиво».

Склонен к самым крайним мерам

За день до начала войны Мехлис снова занимает посты начальника Политуправления РККА и заместителя наркома обороны.

Учитывая тяжёлую обстановку на Западном фронте, Сталин, не без оснований опасавшийся пораженческих настроений и развала управления армией, направляет туда Мехлиса.

Он, действуя прямолинейно, а порой и жестоко, искал причины столь унизительного поражения Красной Армии в первый месяц войны. Именно его выводы в конечном итоге повлияли на вердикт Военной коллегии Верховного суда СССР в отношении генералов Дмитрия Павлова, Владимира Климовских, Андрея Григорьева и Александра Коробкова. Их приговорили к расстрелу.

В сентябре 1941 года Мехлис, после неудачного контрнаступления войск Северо-Западного фронта, приказал расстрелять перед строем генерал-майора Василия Гончарова.

В январе 1942 года соглядатай Сталина был отправлен в Керчь. Он сразу же поставил вопрос о нецелесообразности нахождения штаба Кавказского фронта в Тбилиси. То есть за сотни километров до передовой.

Настоял, чтобы на полуострове был создан отдельный, Крымский фронт. Это было вполне оправданное решение. Мехлис способствовал пополнению созданного нового фронта дополнительными стрелковыми дивизиями, частями ПВО и тылового снабжения.

Но вот потом пошло что-то не так. Так как Мехлис, являясь представителем Ставки, был наделён особыми полномочиями, он стал вмешиваться в управление войсками фронта и тем самым способствовал поражению частей Красной армии на Керченском полуострове.

Лев Мехлис (справа). Керченский полуостров. 1942 г.
Лев Мехлис (справа). Керченский полуостров. 1942 г.

Впоследствии эти события назовут «Керченской катастрофой 1942 года». Многие обвиняют Льва Захаровича в том, что он своими некомпетентными действиями способствовал прорыву немецкими войсками обороны Крымского фронта. В том числе и Сталин. После этих событий Мехлис утратил его доверие.

Он был отстранён от должности и понижен в звании до корпусного комиссара (генерал-лейтенант).

По этому поводу Константин Симонов позже писал: «Я был на Керченском полуострове в 1942 году. Мне ясна причина позорнейшего поражения. Полное недоверие командующим армией и фронтом, самодурство и дикий произвол Мехлиса, человека неграмотного в военном деле... Запретил рыть окопы, чтобы не подрывать наступательного духа солдат. Выдвинул тяжелую артиллерию и штабы армии на самую передовую. Три армии стояли на фронте 16 километров, дивизия занимала по фронту 600-700 м, нигде и никогда потом я не видел такой насыщенности войсками. И все это смешалось в кровавую кашу, было сброшено в море, погибло только потому, что фронтом командовал безумец...».

Более того, Мехлис тогда сам чуть не попал под расстрел. Выручил Сталин. Он запретил проводить в отношении своего преданного соратника какие-либо следственные действия.

После этого Лев Мехлис не занимал каких-либо высоких постов. До июля 1945 года он был членом Военных советов армии, а затем многих фронтов. Последняя его должность — член Военного совета 4-го Украинского фронта.

После войны, в марте 1946 года, Мехлиса вновь ставят во главе Госконтроля СССР. Он занимал этот пост до 1950 года, подав в отставку «по состоянию здоровья».

Умер Лев Захарович в 1953 году. Погребен в Кремлевской стене.

📌 Вашему вниманию: