Ходили в брюках с лампасами и черных фуфайках — так легче было отличить своего от чужака.
Автор этих строк окончила школу в 1989 году. На мою юность пришелся расцвет банд шпаны. Группировки были в каждом районе города: толпы подростков в темной одежде серыми толпами кочевали из района в район, выясняли отношения.
Заорись — никто не поможет
Как-то я в окно видела группу парней, человек двадцать, с кольями в руках. В 1988 году погиб мой одноклассник: его в драке забили брусками, оторванными от скамеек, в лесопосадках за плотиной "Коммунар". Что делал там кроткий Вадик Г., молчаливый очкарик, неизвестно. Нашли ли его убийц — неизвестно. Для девочек главная задача была — вернуться домой засветло. Потому что не было в огромных дворах на ул. Братьев Кашириных ни уличных фонарей, ни милиции. Заорись — никто не поможет.
Интерес к теме уличной шпаны, конечно, подстегнул супермодный сериал Жоры Крыжовникова "Слово пацана: кровь на асфальте". Те, кто рос в 80е и 90е в Челябинске, знают, что самая страшная и крупная группировка существовала в Ленинском районе Челябинска. Их отличительная черта — широченные штаны с лампасами. Вместо пальто или куртки — фуфайка, на голове — вязаная шапочка с узором-орнаментом, с козырьком или без, с помпончиком.
Мели штанинами заплеванный тротуар
Лампасы не нашивали, а заказывали в ателье, в комбинатах бытового обслуживания. Их вязали из полушерсти , реже из шерсти (шерсть садится при стирке). Пацаны победнее сами нашивали сверху обычных брюк ленты из ткани. Самый шик — широченные брючины, метущие заплеванный тротуар.
Ленинские были настоящими бандитами. Они дрались с бандами из других районов, снимали куртки и кроссовки с зажиточных школьников в центре города. И не только с пацанов или мужчин. Как-то поздним вечером в лютый январский холод шапку сорвали с моей соседки. И она радовалась: живой осталась! .
Со временем лампасы появились у дворовых группировок во всех районах города. У каждого района имели свой дизайн. Ленинские носили штаны в такой цветовой гамме: светло-синие спортивки, на них белый и красный лампас. Либо — красные посредине, а белые по краям.
Говорили, что якобы такие же брюки носила сборная СССР по боксу, поэтому Ленинский и выбрал себе такую униформу, так как бокс тогда был в почёте.
Ленинцы отличались хорошей организацией: за пять минут с помощью сарафанного радио могли собрать толпу в сто человек. Максимальное количество — 500 человек, для крупных разборок, например, у ДК Колющенко в Советском районе. В Ленинском гремели "Косовские", "Десятка". В районе ул. Агалакова была "Аптека". КБС вдоль Копейского шоссе закрывали "Копейка" "Мухоморы". "Китайская стена" обосновалась на Василевского 4.
В Советском районе парни шили брюки с белыми и черными лампасами. Здесь само мощной была группировка "Огород" : так называли Горсад имени Пушкина, и туда входили ребята из нескольких окрестных школ, которые активно занимались боксом. На их территорию ленинские забегали часто, но только днём: по вечерам могли получить мощный отпор.
Навешали пендюлей и скрылись во дворах
Жители Металлургического района тоже имели свои мелкие банды, которые не выезжали на разборки в центр из-за дальности расстояния и транспорта, которые очень плохо ходил. Согласитесь, у "ленинцев" было географическое преимущество — перебежать через мост в Советский район, учинить разборку, вернуться "домой" и раствориться во дворах. "Советские" даже устраивает дежурство возле пешеходного моста, который вёл из Ленинского района к общаге локомотивного депо на ул. Свободы.
Металлургические, кстати, никогда не ездили в центр города на разборки, так как среди них было тоже много спортсменов, и они считали себя очень крутыми. Особым шиком на ЧМЗ было надеть лампасы чёрные и красные Что означало "Смерть Ленинскому району" и прогуляться в таких выходных в центре города. Район делился на зоны — Першино, Черемушки, Китай, Шанхай, Чиполлино, Металлург, Байкал, Орленок и другие.
У "ленинских" был свой логотип, который они рисовали на стенах домов: две латинских буквы LR , а над ними — корона. Особым шиком было прийти в чужой район и нарисовать логотип где-нибудь на стене школы, в которой активничали местные гопники.
В Калининском районе была группировка за Теплотехническим институтом, которая называлась "Кирсарай" или "сарай". Зеленый рынок держали мужики лет 30, за Центральным тоже смотрели взрослые кооператоры.
За что калечились и гибли — непонятно до сих пор
В сериале Жоры Крыжовникова презренных гопники зовут "чушпанами". В Челябинске слово "чушпан" трансформировалось в "чухан". И слово "пацан" тоже не было в ходу: нормальных парней называли "мужиками".
Милиция за гопников взялась всерьез после того, как банда избила до смерти какого-то работягу с завода им. Колющенко, возвращавшегося домой после смены. Это сейчас такое изуверство быстро растворится в общем потоке информационной чернухи, а четверть века назад об убийстве рабочего трубили несколько месяцев.
Вскоре лампасники исчезли, им на смену пришла настоящая организованная преступность, и драки стенка на стенку уступили место перестрелкам и заказным убийствам.
Поколение, которое с яростью дралось в конце 80х во дворах и за гаражами в Челябинске, будто ветром унесло. Многие погибли в разборках, спились, стали наркоманами, умерли в тюрьмах. За что калечилась и гибла шпана — непонятно до сих пор.