Найти тему
Книжный чайник

Снарк снарк: невозможный провинциальный триллер от Эдуарда Веркина

Двухтомник Эдуарда Веркина: шорт лист Большой книги 2023 и бронзовый призер Народного голосования, шорт лист Ясная Поляна 2023

My book: 4,1 Литрес: 4,0

~ 200 оценивших

Дмитрий Быков* однажды заметил, что триллер на русской провинциальном материале в российской литературе - невозможен. Спорить с аргументами Дмитрий Львовича сложно и не нужно, тем не менее "снарк снарк" смело относят к жанру провинциального триллера, и весьма обоснованно.

Почему? Давайте разбираться.

Сюжет. Попав сразу в два коротких списка этого сезона, "снарк" стал объектом обозревателей всех кому нужно / хочется. Однако, без этого обстоятельства, на мой взгляд, роман едва ли получил бы столь широкое освещение и так и остался бы в читалках лишь истинных поклонниках писателя.

Объясняется это довольно просто: большой объем произведения и отсутствие действия.

История писателя Виктора, волею судьбы возвращающегося в город детства - Чагинск, рассказывается на 1500 страниц печатного текса или 57 часов аудиоформата.

Сюжет романа рассказан и пересказан: со множество обзоров и аннотаций можно и нужно смело ознакомиться …

И тут же их забыть.

Дело в том, что ни официальная аннотация, ни многочисленные обзоры и отзывы, ни даже интервью с Эдуардом Николаевичем - не способны передать о чем эта книга.

Детектив? нет это не он. Триллер? Опять мимо. Отечественный Стивен Кинг, Твин Пикс "по - русски" - не угадали.

Чтобы осилить "снарка" нужно отбросить все ярлыки и просто включить его в исполнении Кирилла Радцига. Да, я настоятельно советую -не все, но хотя бы первые 500 стр.- слушать, а далее … Привыкнув к слогу и к тому, что в книге ничего не происходит- вы поймете, что оторваться просто невозможно! Тот самый случай, обожаемых мною «скучных» книг: ни в сравнении ни с каким Водолазкиным: где постоянно что - то происходит, но скучно до зевоты. И пусть автор не обижается на столь нелицеприятный эпитет: здесь он звучит, как комплимент!

Оставив описание сюжета другим, давайте лучше о его особенностях.

  • Итак, первое и несомненное: в "снарке"- всё не то, чем кажется.

Я повторяюсь, но этот девиз применим ко всем составляющим произведения. Вам кажется, что ничего не происходит? И снова не то, потому что сюжет невероятно продуман. Каждый диалог, каждое действие, даже второстепенных героев, имеет значение. Здесь действительно чувствуется, как автор продумал все до мелочей: незначительные слова в первой части, осознанно резонируют во второй.

И это безусловно редкость: зачастую нехватка мастерства автора заставляет его следовать за героем. Когда автор, не в силах "пристроить" героя, решить куда ему идти и как реагировать - он вынужден вставлять длинные монологи рассуждения о судьбах без повода и без, чтобы хоть как - то наполнить сюжет.

  • Второе - это, конечно же, герои.

Не сочиняя 92 страницы описания детства и юношества героев, автор волшебным образом раскрывает каждого: наделяет их плотью, кровью, характером. Да так, что начинаешь сомневаться, что не знаком с ним лично. И это при том, что у некоторых даже нет имени!

Читать и наблюдать за героями одно удовольствие: они не шаблонны, но при этом кажется типичны, их поступки зачастую не логичны, но интуитивно понятны. Или наоборот понятны, но не логичны?

Не верьте мне: все не то, чем кажется - я же предупреждала.

  • Атмосферность

Давайте вернемся немного к началу - в упомянутых уже рассуждениях Дмитрия Быкова,* к одной из причин - почему русский триллер в провинции не получится как сюжет в современной литературе - Дмитрий Львович относит то, что

русский провинциальный материал слишком триллерный сам по себе, чтобы на его фоне можно было что-то такое развернуть [...] Тем не менее описать просто провинциальную больницу* было бы страшнее, триллернее
*здесь скорее всего имеется ввиду действительную, существующую в реальной жизни

Однако Веркину это удается: ибо что может быть страшнее наших провинциальных больниц? Попасть туда по ошибке! Именно это и происходит с героем: приведя туда друга для оказания ему первой помощи, герой остается там сам, где его начинают лечить от несуществующей болезни.

Вот он - русский хоррор во всей его красе.

Вообще место действия - город Чагинск, удается автору так, что даже без вездесущего магического реализма, так полюбившегося современным авторам- мороз бежит по коже. Ты никогда не был в этом городе, ты возможно даже не был в подобном - но знаешь его уже как свои пять пальцев и тебе - жутко.

Весь этот эффект достигается, несомненно, за счет стиля автора.

Даже не стараясь подобрать эпитеты, скажу просто - если в этой же стилистики и в этом же слоге автор напишет еще 3000 страниц, на которых будет просто описание как герой ест и видит сны - я буду это читать.

Иными словами, я обрела своего мастера словесности:

В окно неловко и мучительно протискивался Хазин. Он пытался проникнуть боком, и вперед головой, и ногами вперед – по-морскому, не получалось никак.
Я проснулся и увидел окно, выходящее на колонку и березу. <…>
Были другие окна, окна и стены; жизнь есть окна и стены, сегодня в окно лезет Хазин, завтра в окно спасется Подколёсин, мир застыл в причинно-следственных кандалах квантово-волновой теории, волна возбуждается, волна на пике, волна затухает. Похоже, с нападения мыши началось затухание

Сатира, юмор, трагичиские и не очень, важные и повседневные моменты- одинаково отлично получаются у Веркина. И, что самое главное - у него получилось не растерять всех бриллиантов на протяжении 1500 страниц!

Словом, цельное, невероятно гармоничное произведение, которое стоит читать. Думаю, вы уже догадались что в сезоне 2023 это был мой фаворит.

Понравилось: слог, стиль, атмосфера, сюжет

Не понравилось: слишкооом долгое начало

10 из 10

*Дмитрий Быков внесен в реестр СМИ-иноагентов