В Свердловской музкомедии прошла премьера спектакля «Полет» о Лидии Низамутдиновой, уроженке Урала, четырехкратной чемпионке СССР по спортивной гимнастике. Речь в постановке идет о московском режиссере, который отправившись в командировку в уральскую столицу, встречает гимнастку, «девушку, которая умеет летать».
И пусть сам спектакль скорее вдохновлен жизнью реальной спортсменки, нежели является ее байопиком, мы решили вспомнить и другие постановки екатеринбургских и областных театров, которые посвящены реальным людям, жившим в регионе, и реальным событиям, происходившим на Урале.
Б. Рыжий
Камерный театр Екатеринбурга
Основанное на стихах легендарного уральского поэта камерное действо, в котором солирует Сергей Колесов. Строчки становятся своеобразным путеводителем из мира хрущевок через вторчерметовские реалии и «терки с пацанами» к трагической развязке, когда составленные табуретки на сцене становятся одновременно и эшафотом, и памятником.
Для режиссера Александра Вахова это не первая попытка перенести поэзию Рыжего на сцену: в 2015 году в ЦСД он выпускал перформанс с Антоном Макушиным.
Повесть о рыжем поэте
Дом актера
Еще одна попытка осмыслить творчество «трансазиатского поэта» предпринял Дмитрий Касимов, задействовавший на небольшой сцене Дома актера целый ансамбль – от музыканта Николая Ротова до собственно самого Касимова. Помимо поэзии Рыжего постановщик использовал воспоминания современников поэта: Олега Дозморова, Дмитрия Рябоконя, Натальи Смирновой и вдовы писателя Ирины Князевой.
А(й)дол
Коляда-Театр
Распознать в том ворохе исторических и придуманных персонажей и абсурде, который творится на сцене, историю Шигирского идола – довольно сложно. Но автор пьесы Евгений Перминов и режиссер Александр Балыков всячески намекают на то, что действие происходит в Екатеринбурге, а таинственный пожирающий все и всех истукан – тот самый, из музея…
История города в куклах
Екатеринбургский театр кукол
Зато здесь все понятно, очевидно и наглядно. Проект, посвященный 300-летию уральской столицы, собрал всех ключевых персонажей городской истории от Татищева и Де Генина до Бажова и Свердлова. 90-м тоже досталось. Авторы называют спектакль «веселым балаганом», и по законам балагана все исторические личности «сыграны» коллективом Петрушек.
Хорошие люди
Серовский драматический театр им. А.П. Чехова
Лиричная премьера этого сезона посвящена творчеству Эдуарда Асадова, имевшему прямое отношение к Уралу вообще и Серову в частности, куда юный Эдик приезжал на лето к родственникам. Северный город предстает сосредоточием тепла, света и беззаботности, где можно оставаться вечно счастливым и вечно молодым.
Сказания Земли Уральской
Драматический театр «Вариант», Первоуральск
Цикл из нескольких спектаклей охватывает самые разные периоды в истории Урала, от каменного века и мамонтов до современных школьников, исследующих Дидинский тоннель. Разные стили, разные персонажи – все складывается в причудливую мозаику уральской самобытности.
Город, создающий облака
Нижнетагильский молодежный театр
Спектакль был создан на основе пьес, которые написали девять учениц тагильских школ в рамках лаборатории «Культурная стрелка». Помогали им в этом драматург Мария Конторович и режиссер Дмитрий Зимин.
Демидовы. Версия
Нижнетагильский драматический театр им. Д.Н. Мамина-Сибиряка
Написанная Олегом Богаевым по заказу театра пьеса о легендарной династии уральских заводчиков, превратилась в масштабный спектакль, который успевает показать и императорские балы, и сталелитейные цеха, и морские верфи, и шахты, не забывая при этом о непростых характерах самих Демидовых, вечных оппозициях отцов и детей и материнской всепрощающей любви.
Приваловские миллионы
Камерный театр
Конечно, мы знаем, что в основе спектакля произведение художественное. Однако свой вымысел Дмитрий Мамин-Сибиряк основал на реалиях екатеринбургской жизни начала и середины XIX века, в частности, на мрачной судьбе купцов Харитоновых-Расторгуевых.
Весталка
Драма номер три
Героиня романа Николая Никонова, по которому написал свою инсценировку Николай Коляда, – это собирательный персонаж, который прозаик создавал на основе бесед с полевыми медсестрами и санитарками. Однако действует она в узнаваемых декорациях Свердловска 1940-1960-х годов: тут вам и Юго-Западный микрорайон, и переулок Банковский, и улица Толмачева, и много других знакомых названий. Правда в символистской сценографии Льва Низами все приметы места теряются, но мы помним…