Лилит — крайне противоречивая фигура в еврейском фольклоре. Имя Лилит не включено в историю создания Торы, но она фигурирует в нескольких мидрашистских текстах. Ее символизм, история и литература вызывают споры среди еврейских ученых, феминисток и других интеллектуалов. Существует множество историй происхождения Лилит, но самая популярная из них рассматривает Лилит как первую жену Адама. Согласно истории о "первой Еве", Лилит была создана Богом из праха и поселена в саду вместе с Адамом, пока между Адамом и Лилит не возникли проблемы, когда Адам попытался доминировать над Лилит. Одна из историй рассказывает, что Лилит отказалась ложиться под Адама во время секса. Она считала, что они созданы равными, оба из праха земного, поэтому она не должна лежать под ним. После того как Адам не согласился, Лилит сбежала из Эдемского сада, чтобы обрести независимость. Адам сообщил Богу, что Лилит ушла, и Бог послал за ней трех ангелов — Сеноя, Сансеноя и Саммангелофа. Три ангела нашли Лилит в пещере, рожающей детей, но Лилит отказалась возвращаться в сад. Ангелы сказали ей, что за ее непослушание они будут убивать по 100 ее детей каждый день. Считается, что в отместку она лишает детей жизни и несет ответственность за смерть мертворожденных и младенцев в кроватках (СВДС — синдром внезапной детской смерти). Дети мужского пола находятся под угрозой гнева Лилит в течение 8 дней после рождения (до обрезания), а девочки — в течение 20 дней. Хотя Лилит крала детские жизни по ночам, она согласилась не убивать детей, у которых были амулеты одного из трех ангелов.
После ухода ангелов Лилит попыталась вернуться в сад, но по прибытии обнаружила, что у Адама уже есть другая спутница — Ева. Из мести Лилит занялась сексом с Адамом, пока он спал, и "украла его семя". От его семени она родила "лилиум" — земных демонов, которые заменили ей детей, убитых ангелами. Также считается, что Лилит ответственна за эротические сны и ночные выделения у мужчин. Согласно другой теории, Лилит оплодотворяется, порождая тем самым новых демонов в результате мастурбации и эротических снов.
История Лилит
Хотя фигура Лилит часто встречается в еврейском фольклоре и мидрашах, ее происхождение связано с шумерским суккубом. Первая еврейская история о Лилит была рассказана в Алфавите бен Сира. До появления "Алфавита бен Сира" Лилит в основном считалась демоницей, а не "первой Евой". Из-за неоднозначности образа Лилит, она была представлена в различных формах как в литературе, так и в искусстве. Некоторые ученые-богословы признают Лилит "первой Евой", в то время как другие по-прежнему считают ее демонессой. Исторически в искусстве Лилит изображалась по-разному: от рискованных версий до Лилит в саду.
Лилит: символ власти?
Неограниченная природа символа Лилит позволила использовать ее как деструктивный женский символ или символ женской силы. Многие феминистки считают Лилит не только первой женщиной, но и первой созданной независимой женщиной. В истории сотворения мира она отказывается позволить Адаму властвовать над ней и бежит из сада, несмотря на последствия. Чтобы сохранить свободу, ей приходится отказаться от своих детей, и в отместку она крадет семя Адама. В одной из версий этой истории говорится, что Лилит "оседлала Адама". Эта версия истории подразумевает, что Лилит совершила сексуальное насилие над Адамом; однако в других историях Лилит изображается как демоница, которая убивает детей и пользуется мужчинами, пока они спят. Еврейский галахический закон запрещает проливать мужское семя, и Лилит пользуется этим, во время мастурбации и эротических снов, и использует его для пополнения собственного потомства.
Хотя Лилит вызывает много споров, некоторые феминистки используют ее как символ расширения прав и возможностей. Например, один еврейский феминистский журнал под названием Lilith называет себя "Независимым еврейским женским журналом". Издатели используют Лилит в качестве названия, потому что считают ее символом независимости. Однако те, кто до сих пор считает ее демоницей, могут перевернуть это представление и снова навесить на феминисток ярлык мужененавистниц. Они считают Лилит злой и мстительной по отношению к мужчинам и детям. Любой символ или икона, используемые феминистками, особенно в религиозном контексте, вызывают споры и противодействие. Точность или неточность истории о Лилит — не главный вопрос. В версии "первой Евы" Лилит отведена роль, которую многие женщины могут идентифицировать в иудаизме и других религиозных традициях. Она — независимая женщина, которая бросает вызов угнетающей системе, в которой она находится. Кража жизней детей представляет собой некое безумие, сопровождающее ее одиночество и отчуждение. Несмотря на все падения Лилит, она остается символом власти просто благодаря своей выживаемости и таинственности. Она открыта для интерпретации и поэтому позволяет женщинам по-новому осмысливать ее символизм и власть в рамках традиции.