Найти в Дзене
Alebrio

Скрытые автопортреты на знаменитых картинах известных художников.

Многие художники обожали рисовать себя любимых, причём на картинах, которые никак не могли быть напрямую отнесены к автопортрету. Обычный автопортрет — это скучно, то ли дело оригинальный подход к запечатлению собственного незабываемого облика — тогда ни у кого не останется и капли сомнений, кто на самом деле автор картины. Об известных художниках, спрятавших автопортреты в своих работах, мы и поговорим в этой статье.

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов.
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов.

Впервые скрытые автопортреты стали писать художники эпохи Возрождения, когда у них проснулось понимание собственной значимости как незаурядных творцов, а не обычных ремесленников. Именно так поступил Сандро Боттичелли на своей картине «Поклонение волхвов» — он крайний справа, спокойно и с достоинством смотрит на зрителя, явно отделяя себя от прочих персонажей картины.

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Автопортрет
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Автопортрет

Представители Северного Возрождения действовали более хитро и скрытно — не потому, что боялись огласки, а просто хотели блеснуть мастерством, потому писали автопортреты в виде отражённого от зеркал или металлической посуды изображения.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини

На «Портрете четы Арнольфини» Яна ван Эйка скрыто немало загадок и символов. Некоторые из них указывают на богатство и привилегированное положение супругов, другие сулят счастливого брака и рождение здоровых детей. Но главная загадка — это зеркало позади супружеской пары. Там отражаются ещё два человека, именно их и приветствует мужчина на портрете.

Портрете четы Арнольфини. фрагмент
Портрете четы Арнольфини. фрагмент

Есть версия, что это сам ван Эйк со своим подмастерьем пришли навестить богатых заказчиков, на то указывает надпись затейливым почерком над зеркалом — «Ян ван Эйк был здесь». Правда, некоторые искусствоведы предполагают, что так мужчина клянётся хранить таинство брака и быть верным супруге — благо тогда брачную клятву можно было произнести и у себя в доме. В общем, единого мнения нет, и эта картина до сих пор оставляет немало простора для различных толкований — оно и к лучшему, именно это и отличает истинные шедевры.

Рафаэль Санти. Афинская школа
Рафаэль Санти. Афинская школа

Фреска Рафаэля Санти «Афинская школа» — дань уважения всем мыслителям и философам Греции — они собрались в роскошном зале и предаются философским диспутам, глубокомысленным беседам и размышлениям о сущности бытия. Там изображена вся мыслящая элита того времени, а в качестве их прототипов Рафаэль взял знаменитых художников эпохи Возрождения. Так, Леонардо да Винчи написан в образе Платона, а нелюдимый Микеланджело — Гераклита. Ну и, разумеется, в столь достойной компании грех не запечатлеть себя любимого — автопортрет Рафаэля Санти, по традиции итальянских художников эпохи Возрождения, находится в правом углу.

Рафаэль Санти. Афинская школа. Автопортрет
Рафаэль Санти. Афинская школа. Автопортрет

Ну а Микеланджело не слишком был рад свалившемуся на него заказу по росписи Сикстинской капеллы. Если стены расписывать было относительно легко, хотя там тоже имелось множество своих нюансов, то с потолком пришлось помучиться уже по-настоящему. Приходилось лежать на высоких лесах и терпеть неудобства, связанные с долгой работой в таком положении. Краска постоянно попадала Микеланджело на лицо и вскоре, по мнению художника, оно превратилось «в засиженное голубями каменное изваяние».

Микеланджело. Страшный суд
Микеланджело. Страшный суд

Все свои эмоции он отразил в автопортрете на фреске «Страшный суд». На этом масштабном многофигурном изображении сразу бросается в глаза человеческая кожа в руках святого Варфоломея, на которой художник изобразил своё лицо с предельно грустным и тоскливым взглядом, словно хотел, наконец, выразить всё, что он чувствовал во время долгой работы над росписями.

Микеланджело. Страшный суд. Автопортрет.
Микеланджело. Страшный суд. Автопортрет.

Причём Микеланджело не стал скромно прятать своё изображение в правый угол, а поместил в самом центре, и оно сразу бросается в глаза. Так ему удалось остроумно отомстить Папе Римскому, настоявшему на этом заказе, за который Микеланджело заплатили символическую сумму, совершенно несопоставимую с масштабом и качеством этой титанической работы.

​Рисовал «неприличные картинки», был обвинён в связи с Оскаром Уайльдом и умер в 25 лет. Трагическая судьба Обри Бердслея и его рисунки.
ArtAlebrio17 февраля 2023

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.

-9