Какое-то время назад я обнаружила интересную особенность жизни в качестве педагога для своего аутичного сына-подростка. Да и не просто педагога, но ещё и тренера, и АВА-тераписта, эрготерапевта (в народе "приучение к бытовым навыкам", кто бы что там умное не говорил), и психолога, и просто учителя. А... где-то ж там ещё и роль мамы завалялась.
Особенность такая: ты вынужден всегда балансировать между всеми этими... задачами.
И баланс не всегда удачный.
Объясню:
Вот случился у ребёнка конфликт с учителем. И мама, как максимум, мчит на помощь, как минимум, утешает.
А... если ты учитель? и мама... Как будешь утешать?
Если на тренировке тренер пережал, ребёнок устал или вообще разозлился на такую несправедливость, то ребёнок идёт домой, там мама, которая всё то же самое.
А если ТЫ тренер? и мама... Как будешь утешать?
Если мама несправедливо (по твоему мнению) на тебя наорала, наказала, то ты идёшь в школу и там жизнь, в которой нет злобной мамы.
А если... мама - это школа? То?..
И так до бесконечности.
Но это что касается ребёнка.
А что там с самой женщиной?
Ладно, не будем о ней болезной. С ней уже всё ясно.
Обсудим цели. Цель - максимум развития, воспитания, адекватности аутичному ребёнку.
И вот... случился у вас утром конфликт... не важно из-за чего. И ты, как мама, отругала ребёнка. Он порыдал.
Что дальше?
Уроки... И ты такая позитивная (училка) начинаешь "дорогие дети", ой нет "Гриша, сегодня мы будем..." и улыбаешься.
А только что ты на него орала... или не орала, но была строгой и непреклонной к его объяснениям, почему не надо застилать кровать (к примеру).
А сейчас, значится, улыбка во всё лицо? И понимание в глазах?
Или... урок. Там юноша тупит знатно, а ты требуешь повторения повторения повторения. Он на последнем издыхании. Всё, финиш. Всем хочется сдохнуть. И не видеть друг друга.
Но нет... Ты, жизнерадостно улыбаясь, говоришь: - Гриша, пойдём готовить обед. И спокойно, позитивно объясняешь все шаги (миллиард раз рассказанные) и не теряешь терпение, куда там. Готовите, значит, обед. Эрготерапия же ж.
Жуёте свои каши.
Уточнение. Мы едим отдельно. Потому что иначе...
Мне нужно хотя бы 15 минут тишины и покоя в этом круговороте жизнерадостности.
Обед закончен.
Что там дальше?
Ах да. ЕЩЁ УРОКИ! И всё по кругу.
И вот, если бы это бы конец. Так нет...
Дальше же полезные "приятные" совместные, чтоб их, занятия. Мужские и женские и детские. И социализация любимая.
Типа... с горки покататься, снег расчистить (это ж супер полезно, говорят), на коньки взобраться. И всё это с нытьём и сопротивлением. И позитивом. Коуч-сессиями и психологической поддержкой.
Не мамы. Ребёнка.
Я же говорила. Ей уже не помочь.
А дальше вечер. И там... ОПЯТЬ готовить жизнерадостно ужин ВМЕСТЕ. Ещё и папу жизнерадостного позвать. Это эрготерапия, совместные занятия. Полеееееееееееезно!!!
И вечером проследить, чтобы все процедуры-алгоритмы были пройдены. И человек отправился спать. Ведь надо же ж, надо приучать к быту... самообслуживанию, чтоб его.
И подойти перед сном в лоб поцеловать, забыв напрочь прожитый день, ибо... нет... не было днём скандалов, нет, ничего страшного, что салат высыпался стотысячный раз на пол или... или что звук РРРР сто тысяч лет не ставится, потому что кто-то не в силах... и что угодно другое. Всё это не важно. Сейчас ты в роли мамы. А мамы всё принимаю, целуют и обнимают.
А утром вскочить в 4 утра. Сделать все корректировки к занятиям, которые были вчера (и которые женщина эта должна была как-то обдумать в процессе уроков, спорта, общения, готовки), набросать план, упражнения, распечатать, сверстать, положить. И было бы круто ещё почитать советы умных людей в интернете по приучению аутистов к полёту в космос, и просто книг по развитию, логопедии. Вдохнуть выдохнуть. Услышать будильник, пробуждение ребёнка. И вперёд. По кругу.
---
И вот где здесь... ловушка?
А везде... Любой пункт если пойдёт не по плану. И где-то какая-то роль женщины (в любой роли) даст сбой, то деточка встанет как осёл и не двинется дальше. Мама утром сильно громка предложила жрать быстрее? Всё... человек на уроке с трудом рот открывает, видимо жевал слишком быстро, сейчас говорить не может. Не то что РРР выговаривать.
Мамочка на зарядке как-то сильно перестаралась с нагрузкой, деточка впала в печаль и перестала соображать.
Готовя обед... женщина не выдержала миллионное повторение и попросила: аккуратнее ты салат режь. Деточка всплакнула и рогом упёрлось, но на горку не пошла... ибо мама злая, с ней кататься не буду.
И уж точно чистить снег)))
Извините, просто совет чистить снег меня прям в этой ситуации сильно веселит.
А если женщина решила ХВАТИТ и наказала деточку, то детка легла на кровать и впала в рыдания.
И вообще остановилось всё. + громкий звук в квартире.
---
Как в этом найти баланс... я не знаю.
Баланс не ради жизни женщины (статья не об этом), а ради достижения целей...
Конец.
П.С. Я выбираю обучение, потому что мой опыт показывает, что, чем лучше Гриша соображает, тем проще он существует в быту. Чем лучше он говорит (а это уроки), тем проще он договаривается в быту. Чем лучше он двигается (а это зарядка), тем эффективнее он существует в быту.
На мой взгляд, нет никакого быта (жизни) для некоторых особых товарищей без тренировки высших психических функций в специализированной среде. Им просто нечем... решать задачи, которые ставит жизнь... если предварительно их не развивают (многочасовыми занятиями). В том числе и внимание, и способность держать себя в руках.
Поэтому я делаю выбор всегда в сторону занятий, тренировок. В ущерб всему остальному. Потому что, повторюсь, за развивающимися на занятиях функциями подтягивается всё остальное.
Бессмысленно читать нотации человеку, который речь не понимает. Бессмысленно наказывать или просить успокоиться человека с СДВГ. Помогите им начать понимать речь и дайте техники самоконтроля, и ваша жизнь изменится к лучшему. И воспитание станет возможным, а не бессмысленным занятием.
Это если без юмора.
П.С. 2. Под занятиями и уроками я имею ввиду не школьные уроки.