Деньги не пахнут. Поэтому неважно, каким образом они наполняют государственную казну — пусть даже в виде налога на посещение туалетов. Именно такую подать придумал римский император Веспасиан в I веке нашей эры. Легенда гласит, что его сын был крайне недоволен столь странной идеей отца и считал, что эти доходы получены грязным путем. Именно тогда Веспасиан поднес к лицу отпрыска деньги и заявил, что они не пахнут.
За воздух, трусость и жизнь
При всей кажущейся нелепости такого налога у него было разумное объяснение, равно как и у многочисленных сборов креативных правителей прошлого. Дело в том, что общественные туалеты в Древнем Риме на заре их создания были диковинкой для жителей. И заходили они туда не только справить свои надобности, но и пообщаться. То есть были своеобразными клубами по интересам. Поэтому налог был введен скорее не на посещение туалета по естественным причинам, а на вход, говоря современным языком, в некую тусовку.
Аналогично дела обстояли и с налогом на воздух. Это только в сказке "Чиполлино" герои сетовали, что скоро будут платить за воздух, которым дышат. На самом же деле такой налог совсем не касался бедняков. Да, сбор за пользование воздухом существовал. Ввел его в Византии император Юстиан I. Он посчитал, что большие постройки перекрывают доступ всем остальным, так как забирают себе больше воздуха. Поэтому он обязал владельцев особняков платить налог, который расчесывался исходя из размеров дома. По сути, это был аналог современного налога на имущество.
Особенно креативно подходили к придумыванию новых налогов в средневековой Англии. Налог на шляпы, на окна, на трусость и даже на жизнь — все эти сборы реально существовали. Сейчас они воспринимаются странно и дико, а тогда власти в них не видели ничего необычного. Так, налог на трусость был ничем иным, как сбором с тех англичан, кто по каким-то причинам не хотел сражаться в многочисленных войнах за своего короля. Налог на жизнь — обычный подушный оклад (прообраз современного подоходного налога). Только вот в случае Англии и ее молодого короля Ричарда II этот налог стали безобразным образом повышать каждый год, вводя дополнительные сборы. Вот народ и взбунтовался, организовав крупнейшее крестьянское восстание.
Необычные налоги на Руси
Но что мы все про Византию и Европу — на Руси тоже хватало странных сборов. Конечно, реформатор Петр I стоит вне конкуренции со своим налогом на бороды. И в самом деле, зачем резать и стричь растительность на лице бояр, да еще и собственноручно, как это показано на картинах и рисунках? Эдак на управление государством времени не останется. Гораздо проще ввести налог за право ношения бороды. Был он дифференцированным — купцы первой статьи за право иметь "лопату" под подбородком отваливали по 100 рублей в год, а ямщики — уже 30.
Были у Петра и другие странные налоговые решения. Например, банная пошлина (исходя из уровня доходов, наличие собственной бани облагалось налогом от трех до одного рубля в год). Или сбор за деньги в земле, сиречь кубышки. Царь считал, что неработающий капитал лишает казну причитающегося ей дохода, а следовательно, должен облагаться налогом. Как искали нарушителей? А их и искать не надо было — всё строилось исключительно на системе доносов.
Под стать государю были и чиновники на местах. Так, в Башкирии при Петре существовал налог на цвет глаз и волос. Коренное темноволосое и кареглазое население платило две копейки в год. А пришлые с запада, светловолосые да голубоглазые крестьяне, уже должны были раскошелиться на 39 копеек. Ничего необычного — заградительная мера, которая давала преимущество коренному населению перед приезжими.
А вот по-настоящему необычный налог существовал на Алтае, входившем в XIX веке в Томскую губернию. Там местные власти настолько озаботились проблемами экологии и загрязнения рек, что ввели налог на полоскание белья в прорубях. Каждое домохозяйство платило по 20 копеек, правда, за весь зимний период. Летом почему-то этот сбор не взимался.
Борьба за экологию
Что вы знаете об экологии, скажут в ответ на "полоскательный" сбор жители Эстонии. В этой стране с 2008 года существует налог на испорченный воздух, или говоря проще, на пуканье коров. Животные едят траву, выделяют большое количество метана, а он воздействует на парниковый эффект, приводя к нагреву атмосферы. Эстонские ученые даже скрупулезно посчитали количество газов: взрослая корова выделяет в день 350 литров метана и 1500 литров углекислого газа. В совокупности на "коровьи пуки" приходится от 15 до 25 процентов вредных выбросов. Поэтому крупные эстонские фермы с поголовьем от 300 коров платят по 5000 долларов налога в год.
Вообще, экологические налоги в европейских странах — дело вполне привычное. Так, в Польше существует налог на дождь. Это дополнительная плата для владельцев недвижимости с недостаточным количеством зеленых насаждений на участке. Логика проста — если мало деревьев, значит больше воды на земле после дождя. А она требует ресурсов для отвода влаги в канализацию. Поэтому с 2018 года в Польше налог на дождь платят владельцы тех объектов, где всё свободное пространство вымощено или забетонировано.
В Бельгии аналогично эстонскому налогу на испорченный коровами воздух существует сбор за барбекю. Приготовление мяса на гриле выделяет в атмосферу от 50 до 150 граммов углекислого газа. Поэтому любителям пользоваться открытым огнем для прожарки сочного стейка придется раскошелиться — 20 евро за каждое разжигание. Скрыть факт не получится, так как над регионом постоянно летают вертолеты и коптеры, оборудованные настроенными тепловизорами.
А вот в Армении захотели бороться с городской пылью. Методы при этом решили использовать не только традиционные (уборка улиц, поливание тротуаров), но и фискальные. Так в некоторых городах в 90-х годах появился "налог на пыль". Его платят все владельцы жилья из расчета два драма (46 копеек) за квадратный метр площади. Деньги идут на очистку улиц и дворов.
За солнце и против тени
Борьба за экологию — это, без сомнения, хорошо. Но брать плату за солнце и за тень кажется откровенной дикостью. Но это только на первый взгляд, ибо налогами на солнце и тень эти сборы обозвали журналисты. В реальности же дело обстоит несколько иначе. Первый налог существует на Балеарских островах (Испания) в Средиземном море. Это там находятся такие известные курорты как Мальорка и Ибица. За каждый день возможности насладится ласковым солнцем приезжие платят по 1 евро. "Налог на солнце" — название, конечно, красивое. Но по сути это обычный туристический сбор, который существует во многих регионах мира.
А вот с налогом на тень поинтересней. Он появился в 1993 году в итальянском городе Конельяно и коснулся владельцев недвижимости. В особенности тех, кто устанавливал на своих домах козырьки и навесы от солнца. Власти решили, что они портят аутентичный внешний вид города, где многие здания сохранились со средних веков. Поэтому те, кто не хотел демонтировать с фасадов современные конструкции, были обязаны пополнять бюджет города своими вкладами. В результате владельцы многих кафе дружно поснимали цветастые балдахины и поубирали с тротуаров зонтики.
Сборы за танцы, имена и соцсети
Одно дело, когда государство посредством налогов делает чище и привлекательней города. А другое дело, когда оно пытается регулировать частную жизнь. Именно так можно оценить налог на имя, который существует в Швеции. Это, пожалуй, один из самых странных современных сборов. Согласно действующему закону, родители ребенка до 5 лет обязаны подать имя в налоговую службу, где его должны утвердить. Если этого не сделать, то придется заплатить штраф в размере 5000 крон (44 тысячи рублей).
Столько же придется отдать в виде налога, если шведский регулятор сочтет имя странным или неудобным для произношения. А если оно будет откровенно диким или двусмысленным, то и вовсе запретит. Причем, в стране не разработано четких правил на этот счет. Например, имена Аллах и Икея находятся под полным запретом, а вот когда поклонники рока решили назвать свою дочь Metallica, то им пришлось раскошелиться на круглую сумму. С другой стороны, имена Google и Lego шведская налоговая пропустила спокойно.
Африканские налоги — это вообще отдельный пласт фискального законотворчества. Чего стоит хотя бы налог на мир в Гвинее. За то что страна не находится ни с кем в состоянии войны, ее граждане платят сумму, эквивалентную 17 евро в год. В Уганде с 2018 года существовал налог на соцсети. За право пользоваться ими каждый житель платил из расчета 0,055 доллара в день. Целью такого налога стала борьба со сплетнями и дезинформацией. Но в 2021 году его отменили, зато ввели сбор за пакеты данных. Проще говоря, плату за потребленные в сети гигабайты. Причем, это не те деньги, которые платят угандийцы своим провайдерам, а именно что налог государству фактически за пользование интернетом.
А в Египте есть налог, доходы от которого стоят на пятом месте после Суэцкого канала, туризма, экспорта нефти и хлопка. Это сбор за танец живота. Его история уходит в XIX век. Тогда в стране были запрещены публичные танцы. А когда их все-таки разрешили, то танцовщиц обязали вносить определенную сумму за возможность исполнять вульгарный (по мнению властей) танец живота. Сегодня этот сбор пополняет казну страны на сумму от 250 до 400 миллионов долларов.
Рассказ о необычных налогах был бы неполным без знаменитого "налога на холостяков", существовавшего в Советском Союзе с 1941 по 1992 годы. Или налога на палочки для еды в Китае. Вообще, Поднебесная — страна очень своеобразная не только по части налогов, но и в остальном тоже. Чего стоит одно только манговое безумие, охватившее Китай в начале 70-х 👇:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: pravo.ru; rg.ru; newizv.ru; klerk.ru)