Найти тему

Керченский пролив и Крымский мост. Путевые заметки нетипичного экскурсовода

Итак, в нашей прошлой публикации в рамках виртуального тура по Крыму, мы закончили осматривать Керчь. Но будет, наверное, как-то неправильно сразу же устремиться в более юго-западные места, не поговорив про Керченский пролив. Боспор Киммерийский - таким было его историческое название. Естественно, что всё было основано на мифологии. Считается, что из Тавриды на другой берег переплыла превращенная в корову Ио - так звали возлюбленную Зевса. Ну а коровой ее сделала Гера - кто же еще?!

А пока он не стал Керченским, пролив сменил еще несколько названий: Таврический, Еникальский. И всё-таки, видимо, не очень верно считать Керчь городом двух морей, поскольку пролив относят к акватории Азовского моря. С древности сохранились сведения о том, что пролив замерзал. Об этом писал и Геродот, и Страбон. Более того, последний описал битву на льду пролива со стороны Меотидского озера, как тогда называли Азовское море. С одной стороны выступала армия царя Митридата VI Евпатора.С другой стороны - некие варвары. Точной информации нет. Скорее всего, это были некие племена с другой стороны пролива. Чаще всего упоминаются ахейцы. Причем войско Боспорского царства разбило их дважды: сначала на льду, а потом на море.

8 июля 1790 года флот под командованием знаменитого адмирала Ушакова заставил отступить от крымских берегов турецкий флот в ходе очередной Русско-Турецкой войны. Этому предшествовала настоящая охота русского флота за турецким. К крымским берегам в районе современного Севастополя турецкая эскадра прибыла еще 28 июня, но затем направилась в сторону Анапы, где находились основные силы турецкого десанта, предназначенные для высадки в Крыму. 2 июля следом вышла русская эскадра, которая остановилась у входа в Керченский пролив со стороны Черного моря у мыса Такиль.

Мыс Такиль. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мыс Такиль. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Русские корабли были более мощными, турецкие более легкими и маневренными. В итоге, им нанесли большой урон, но турки смогли уйти от погони и ночью вообще скрылись из поля зрения российской эскадры. Ушаков отвел свои корабли на починку в Феодосию, а затем совершил обратный переход в Севастополь.

Мыс Такиль. Google.Earth
Мыс Такиль. Google.Earth

Главная проблема Керченского пролива - это его мелководность. И если бы за ним не было портов Азовского моря, то, наверное, на этот недостаток бы просто махнули рукой. Но вся проблема была в том, что судоходство в этом районе необходимо, в том числе для крупных судов. Так в конце XIX века и возникла идея углубления пролива. Производили это в несколько этапов, доведя в итоге глубину до 9 метров 75 см. Но проходной параметр - осадка 8 метров. А на 45 км сразу несколько крупных портов. Это и Керчь, и Крым, и Кавказ, и Камыш-Бурун. Так что судоходство здесь весьма активное.

Ну и, конечно, если уж мы гостим сегодня в районе Керченского пролива, то нельзя не сказать про Крымский мост. А ведь через 23 года в 2046 году идее строительства моста через пролив будет 1000 лет! Ее первым высказал князь Глеб, который перешел Керченский пролив по льду, оставив данные о его ширине в саженях. К проекту вернутся более чем через 850 лет во время правления уже Николая II. Но многочисленные войны, выпавшие на начало ХХ века, вновь привели к заморозке этого проекта.

В годы Великой Отечественной войны ха реализацию проекта взялись немцы. Но тоже без особого успеха. Мост был сооружен в 1944 году уже советской стороной, но уже в 1945 году его сильно повредило льдом, который нагнало со стороны Азовского моря. В итоге тот мост разобрали.

А перед очередным строительством произвели тщательнейшее обследование дна пролива. В итоге было обнаружено более 700 снарядов времен войны. Мост же стал самым длинным в Европе. Время в пути от станции Тамань до станции Керчь Южный на поезде / электричке составляет от 22 до 37 минут, причем самый быстрый вариант на электричке Анапа-Феодосия. Этот же вариант и самый бюджетный с ценой билета около 50 рублей.

И как и в случае с количеством ступеней на лестницах, которые мы сравнивали, взбираясь на Митридат, давайте сравним и европейские мосты по длине. А главное - полюбуемся этими чудесами инженерной мысли. У меня дедушка начинал свою проектировочную деятельность как раз с проектирования железнодорожных мостов.

Итак, первое место в Европе по длине у Крымского моста. Длина железнодорожной части 18,1 км, что на 1,2 км длиннее автомобильной части, которая соответственно 16,9 км. И вот если бы мы сравнивали только автомобильные мосты, то знаменитый мост, названный в честь известнейшего мореплавателя Васко да Гама, оказался бы на 0,3 км длиннее, ведь его длина 17,2 км. Давайте и этим сооружением полюбуемся:

Мост Васко да Гама. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мост Васко да Гама. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Он ведет в Лиссабон через эстуарий реки Тахо (или Тежу). Открыт он был еще в ХХ веке - в 1998 году.

Третий по длине европейский мост пересекает не одну, а сразу несколько рек, хотя известен он как мост через Каму на Оренбургской трассе на участке из Казани до Альметьевска. Его длина почти 14 км. Кроме Камы он пересекает еще речку с интересным названием Архаровка и Курналку.

Алексеевский мост через Каму. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Алексеевский мост через Каму. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Примерно столько же - около 10 лет - строили и Саратовский мост, который является часть объездной дороги Саратова и Энгельса. Его длина 12,8 км. И там он тоже будет не через одну, а несколько рек

-6

И снова переносимся на территорию Западной Европы, где мост связал даже не берега реки, а два государства - Швецию и Данию. Причем комплекс этого моста невозможно себе представить без тоннеля, который уходит под воду со специально насыпанного острова.

Эресуннский мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Эресуннский мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но его длина уже менее 8 км. Ну что, впечатляют размеры? Например, самый длинный мост в Иркутске 1615 метров - Академический. Через Ангару, конечно. Но даже Крымский мост не идет ни в какое сравнение по длине с крупнейшими мостами мира. И здесь Китай впереди планеты всей с его железнодорожными шедеврами. Вы только вдумайтесь в эту цифру - мост длиной 164,8 км. Занавес, как говорится.

Кстати, Керченский пролив - это одно из немногих мест, которое практически всеми специалистами единодушно признается границей между Европой и Азией. Вот такая история. Спасибо, что читаете! До встречи в Крыму!