Прогуливаясь вдоль железнодорожных путей, можно заметить, что на некоторых из участков полотна, помимо основных рельсов, установлены еще какие-то дополнительные. Как правило, они имеют небольшую длину и находятся между основными рельсами железной дороги. Далеко не каждый знает о том, что это за конструкция такая и какую функцию на железной дороге выполняют дополнительные внутренние рельсы.
На сегодняшний день в мире насчитывается 1.374 млн километров железнодорожных путей. В XIX и первой половине XX века произошел резкий взлет железнодорожного строительства, в результате чего на пике протяженность ж\д путей превышала отметку по некоторым оценкам в 4.8 млн километров! Падение популярности железной дороги в первую очередь связано с развитием других видов транспорта: появлением автомобилей, авиации, а также выходом судостроения на новый уровень в XX веке. Другая причина сокращения количества зелёных дорог во многих странах западного мира и бывшем СССР – продолжающаяся деиндустриализация многих стран. Однако, несмотря на почти 4-кратное сокращение протяженности железной дороги не стоит обманываться – данный вид транспорта продолжает играть огромную роль.
За почти 200 лет истории железнодорожный транспорт прошел длинный путь развития от простейших вагонеток и паровых составов до высокоскоростных электрических поездов на монорельсах. При этом, как и любой другой транспорт, железная дорога увы не может похвастаться абсолютной безопасностью. Худшее, что на ней может случиться – это схождение состава с рельсов. Наиболее опасными в этом отношении участками железной дороги традиционно считаются повороты, места стрелочного перевода, а также участки перехода с одной колеи на другую. Собственно, те самые загадочные «внутренние рельсы» упомянутые в самом начале как раз и служат целям повышения безопасности железнодорожного сообщения.
Правильное название загадочной конструкции – контррельс. В железнодорожной практике также встречаются называния «охранный рельс» и «контруголок». Приспособления такого рода выглядят как дополнительная пара рельс установленная во внутрь железнодорожного полотна. Необходим контррельс для предотвращения схождения поезда с путей, корректировки направления движения состава, а также для минимизации урона в случае железнодорожной катастрофы. Чаще всего дополнительный рельс выглядит как металлический уголок или просто дополнительный рельс, способный удержать колесо на нужно направлении, не позволяя ему отклониться.
В обязательном порядке охранные рельсы устанавливаются в местах резкого короткого поворота железнодорожных путей. В данном случае контррельс выступает не только средством защиты от переворачивания, но и повышает ресурс колес железнодорожных тележек за счет снижения нагрузки и угла соприкосновения. Контррельсы так же ставятся в местах стрелочного перевода для подстраховки «несущихся» составов в момент изменения направления движения.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
Еще контррельс используется в качестве средства защиты на тех участках, где осуществляется перевод поездов с одной колеи на другую (например, с советской/российской 1 520 мм на европейскую 1 435 мм). В этом случае данная конструкция выступает ограничителем движения и не позволяет продолжить движение составу с неподходящей колеей. Наконец, разновидность контррельс широко применяется на мостах в целях минимизации возможного ущерба. Если поезд соскочит с путей на мосту, то благодаря контррельсу с высокой вероятностью не перевернется, не повредит конструкцию моста или не упадет с него.
В продолжение темы читайте о том, почему из окна тепловоза торчит какая-то загадочная труба.
Источник: https://novate.ru/blogs/291023/67830/