Найти тему
Синий Сайт

РУКОВОДСТВО ПО НАПИСАНИЮ МАГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ФЭНТЕЗИ. Часть 2.

Часть 2. УСТАНАВЛИВАЙТЕ ПРАВИЛА И СОБЛЮДАЙТЕ ИХ

Автор: Торши Торто, перевод Тима Яланский

В предыдущей части я рассказывала, что для создания магических систем в своих текстах использую три шага. Первый шаг — осознанный выбор вида магии. О нём я писала в Части 1, так что не стесняйтесь прочитать её, если ещё не читали.

Теперь я расскажу о втором шаге:

УСТАНАВЛИВАЙТЕ ПРАВИЛА И НЕУКОСНИТЕЛЬНО ИХ СОБЛЮДАЙТЕ

В юности я часто читала рассказы, в которых описывались волшебство и всевозможные фантастические существа. Мне настолько нравилось про это читать, что я решила, что тоже буду писать книги и наполнять их как можно большим количеством волшебства, насколько смогу вообразить.

Так получилось не только потому, что мне нравилось фэнтези, но и потому, что мне казалось, что писать легко. В конце концов, разве не нужно просто сочинить самые удивительные способности для персонажей и позволить использовать их для решения проблем?

Оказалось, что я очень сильно ошибалась.

Тот факт, что персонажи обладают магией, не означает, что они могут использовать её для решения любой проблемы.

Представьте себе, что вы читаете историю о девушке, обладающей навыками владения мечом и магией огня. Итак, вы прочитали около ста страниц книги, и всё указывает на то, что эта девушка умеет манипулировать пламенем и использует эти способности множеством способов. Но её сила ограничена только огнём.
В поисках злодея она встречает его слугу; чудовищное существо, невосприимчивое к огню. Как же она будет сражаться с существом, которое становится тем сильнее, чем сильнее его жжёшь?
Очевидно, что использовать магию огня в таком бою неразумно. Но вы, читатель, не теряете надежды. Вы знаете, что шанс есть, потому что девушка способна бороться. Вы уже видели, как она избивала бандитов в таверне одной лишь палкой — и даже не использовала при этом магию. Благодаря её отличному владению мечом, вы уверены, что она даст этому монстру люлей.
Итак, вы читаете, затаив дыхание.

Она обнажает меч, пристально смотрит на монстра, а затем громко произносит заклинание, вызывающее яростную бурю, которая разрывает монстра на части, а потом героиня телепортируется в замок злодея.

Какого чёрта?! Что это только что было?

С каких это пор у неё появилась сила вызывать бури или телепортироваться? И, на минутку, нигде в книге не было такого, чтобы другие маги произносили заклинания вслух.

Да что за фигня-то происходит?!

Так может, она теперь будет использовать и другие виды магии? Станет менять форму? Сможет воскрешать мертвых? Будет стрелять лазерами из глаз, начитывая тексты песен Rap God?

Каков предел её силы? Что за хрень, почему её лучшая подруга внезапно обрела силу предвидения? Разве писатель не говорил с самого начала, что в этом мире люди рождаются со своим волшебством?

Что за ерунда творится?

Вы захлопываете книгу и швыряете её со скалы, прежде чем она догорит. Как смеет писатель так откровенно лгать о своём выдуманном мире?

Видите ли, когда люди читают фэнтези, они доверяют происходящему главным образом потому, что автор справляется с задачей сделать невероятное правдоподобным. Как только читатель начинает задавать вопросы, подобные приведенным выше, он выпадает из истории, потому что теперь эта история выглядит чистой чушью.
При том не просто чушью, а самой натуральной фигнёй, которая заставляет почувствовать, что из тебя делают дурака. Выставлять читателя дураком – последнее, что следует делать.

Да, читатели фэнтези осознают, что в реальном мире люди не вызывают пламя из ладоней и не могут видеть будущее. Но в мире фэнтези, где персонажи могут делать что угодно, тоже существует порядок. Именно порядок делает невероятные вещи правдоподобными.

Вот почему правила важны.

Вам нужно установить правила и соблюдать их. Правила не должны быть сложными. Они могут быть такими же простыми, как утверждение, что магия — это то, с чем человек рождается. Как только вы включите это правило в свою историю, вы не сможете заставить того, кто не родился с магией, просто обрести её.
Если, конечно, у вас нет отличного объяснения такому обретению. Но даже в этом случае ваше объяснение должно быть правдоподобным, иначе читатели перестанут воспринимать вас всерьёз. Чёрт, возможно, у вас даже больше не будет читателей.

МЕХАНИЧЕСКАЯ И МИСТИЧЕСКАЯ МАГИЯ

Во всех магических системах есть свои правила, но в некоторых они более обоснованные, чем в других.

Если правила ясны и читатель знает принципы магии и то, как её можно использовать для решения проблем, тогда её называют жесткой магией. Так её определил Брэндон Сандерсон, автор трилогии «Рождённый туманом». Я же предпочитаю называть её механической магией.

С другой стороны, если читатель не совсем понимает, как работает магия, хотя и может видеть её проявлления, это называют мягкой магией или тем, что я называю мистической магией.

Мистическая магия вызывает у читателя ощущение чуда. Мы видим её действие, но до конца не понимаем, как она работает. Пример можно увидеть во «Властелине колец». Магию, которую использовали Гэндальф и другие волшебники, трудно объяснить. Как и магию в «Игре престолов». Кажется, что случиться может что угодно, потому что читатель толком не понимает, как всё работает.

Но какой бы неопределенной мистическая магия не выглядела, порядок в ней всё же есть. Например, во «Властелине колец» хоббит или человек не могут стать волшебниками. Этому нельзя научиться и стать — ты либо маг, либо нет. Возможно, это звучит неубедительно, но это тоже своего рода правило, регулирующее использование магии в Средиземье.
Для читателя станет шоком, если по пути к Роковой горе Фродо Бэггинс отрастит бороду и станет волшебником с посохом и всем остальным.

Что касается механической формы магии, то она противоположность мистической. Читатели знают, как она работает, и поэтому сразу понимают, когда автор несёт чушь. Такая магическая система требует жёсткого соблюдения правил.
Например, в «Аватаре: сказании об Аанге» мы видим, что маг может манипулировать только одним из четырёх элементов. Таким образом, маг огня не может манипулировать землёй, а маг воздуха не может манипулировать водой. Только аватар способен нагибать все четыре стихии.
Нарушьте это правило без уважительной причины, и история перестанет быть правдоподобной. Если читатели не смогут побороть своё недоверие, читая вашу историю, вы их потеряете.

Механическая же магия работает в «Стальном алхимике» и в «Рождённом туманом».

В трилогии «Рожденный туманом» (далее спойлеры) алломанты поглощают металлы и сжигают их для достижения желаемых эффектов. Разные металлы дают разные эффекты. Подавляющее большинство алломантов могут сжигать только один конкретный металл для получения определенного магического эффекта. Этих алломантов называют Туманами, а тех, кто может сжечь более одного металла, называют Туманорожденными.
Туман, который сжигает олово, чтобы обострить свои пять чувств, не может сжечь олово, чтобы улучшить свои физические возможности и сделаться сильнее. Это так не работает.Если кто-то способен сжечь более одного металла, он определенно не Туман, а Туманорожденный.
В трилогии «Рождённый туманом» читатель узнаёт о свойствах каждого металла. Металл, подобный атиуму, который позволяет алломанту заглянуть в будущее на несколько секунд, не окажет иного эффекта. Ибо это будет противоречить правилам магии в этой истории.

Читатели это заметят и отгрызут вам уши.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ МИСТИЧЕСКАЯ, КАКАЯ ЛУЧШЕ?

Это неправильный вопрос. Лучше спросите себя, какая из них лучше всего подойдет для вашей истории.

Некоторые люди полагают, что механическая магия (жёсткая магия) лучше, чем её мягкий аналог. Вам, как писателю-фантасту, не следует поддаваться этому мнению. Обе они имеют свои преимущества и недостатки. В зависимости от конкретной истории одна будет сработать, а другая — нет. Возможно, будет целесообразно использовать гибрид — комбинацию этих двух магий.

Как бы вы ни решили, убедитесь, что вы, автор, знаете, как это работает. Иначе вы не сможете заставить другого человека поверить в вашу историю. Даже если магия в вашей истории мистична и хаотична (так чаще всего и бывает), в ней всё равно должно быть подобие порядка, даже если читатели не совсем понимают, как она работает.

Магия не должна быть в вашей истории просто потому, что вы так захотели. Она должна быть органичной и естественным образом вписываться в сюжет.

В третьей части я расскажу о том, как включить магическую систему в произведение, не впадая при этом в тяжкий грех deus ex machina.

© Torshie Torto

Перевод Тим Яланский

Статья опубликована на Синем сайте

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее!

Свои произведения вы можете публиковать на Синем сайте , получить адекватную критику и найти читателей. Лучшие познают ДЗЕН!