Найти тему

КАК Я УВЛЕКЛАСЬ НЕПОЗНАННЫМ, И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО(продолжение)

Если вы прочитали первую часть статьи, то уже знаете предысторию. Итак, если в школьные и студенческие годы непознанное было для меня просто хобби, то в последующий период оно для меня стало, можно сказать, сферой профессиональной деятельности.

Обеды у экстрасенсов

Когда я окончила журфак МГУ, у меня имелись весьма смутные представления о том, чем заниматься дальше. Я нацелилась было на аспирантуру, но конкурс туда был большой, и чтобы поступить, надо было сдать экзамены на все пятерки, что у меня не получилось. Удалось только прикрепиться к кафедре для сдачи кандидатского минимума. К тому же, в тот год почему-то аспирантам не назначали стипендию, так что в любом случае пришлось бы искать какую-то работу.

Работу я нашла чисто случайно. Мой отец, тоже увлекавшийся непознанным и разными духовными учениями, побывал на каком-то слете эзотериков и там познакомился с создателями некоего культурно-духовного центра, при котором имелось небольшое издательство эзотерической литературы. Руководил центром один психолог, к тому времени уже достаточно известный (его имени и названия организации я по некоторым причинам упоминать не стану).

Эти люди согласились взять меня литературным редактором, и даже с записью в трудовой книжке. Но когда я приехала к ним устраиваться, оказалось, что оплата за редактуру сдельная и почти символическая. Я была тогда не слишком опытной, к тому же меня содержали родители, поэтому я согласилась на такие невыгодные условия. Родственники и знакомые говорили – черт с ней с оплатой, главное, что будет идти стаж по трудовой.

Между тем на дворе стояли 90-е годы, цены резко взлетели, и жить стало практически не на что. Зарплаты и пенсии у родителей были копеечные, а я в своем издательстве почти ничего не зарабатывала, потому что работу мне давали редко и платили тоже гроши.

Зато дама, которая числилась главредом издательства, стала требовать, чтобы я как сотрудник участвовала в их мероприятиях и по возможности об этом куда-то писала (хотя писать было особо некуда). Психолог, в частности, проводил семинары по защите от энергетического вампиризма. На один такой семинар я съездила. С меня даже попытались там взять плату за участие (а она была довольно приличной), но я ответила, что приехала сюда как журналист, и меня оставили в покое. В процессе семинара участники повествовали о ситуациях, когда их «вампирили», а еще делились на пары и что-то рассказывали друг другу. К счастью, я как сторонний наблюдатель была от этого избавлена.

Я пробовала параллельно устроиться еще куда-то, но нигде не сложилось. Пару месяцев проработала корреспондентом в местной газете, но сдуру ушла оттуда, когда у главного редактора произошел конфликт с учредителями. Потом устроилась в одну московскую газету, тоже корреспондентом, они обещали платить хорошую зарплату, однако на деле оформили внештатником по договору и платили только гонорары. На второй месяц заплатили гораздо меньше, чем должны были – мол, нет прибыли. А на третий и вовсе не заплатили. Недели три проработала литредактором в еще одном издательстве эзотерической литературы, более солидном, чем наше, и с еженедельной оплатой. Но то ли я им чем-то не приглянулась, то ли у них возникли какие-то финансовые трудности, только на четвертую неделю меня оттуда турнули. Хорошо, хоть заплатили за предыдущие проработанные недели. Кто-то сказал, что у них вообще есть такая привычка - "то наберут людей, то разгонят". В те годы такой бардак в организациях считался нормой.

У отца было много знакомых, которые называли себя экстрасенсами, ясновидцами, целителями, контактерами и Бог знает кем еще. У некоторых из них я брала интервью. Видимо, из-за отсутствия опыта разговор порой затягивался на полдня. И почти все, к кому я приходила домой, кормили меня обедами, что по тем временам было очень кстати. А вот что из этого удалось опубликовать и где, честно говоря, не помню.

Эзотерический пиар

В 1995 году скоропостижно скончался мой отец, и с деньгами стало совсем туго. Правда, в том же издательстве, где я «трудилась» литредактором, мне предложили поработать сотрудником по связям с общественностью. Я должна была раз в неделю приезжать в офис и сидеть там на телефоне, обзванивая разнообразные редакции, где можно было бы опубликовать информацию про наш центр. Кроме того, я за отдельную плату по-прежнему занималась редактурой и тут же на месте продавала книги, которые выпускало издательство.

К нам иногда приходили странные личности. Помню, один раз зашел мужик, с важным видом назвавшийся экстрасенсом. Другой посетитель возмущался, что люди думают только «о колбасе»… Как-то заглянула старушка, которая говорила, что ей не на что покупать газеты и что ей очень надо найти одного человека, но опять же – за это придется платить деньги… Несколько раз приезжала супружеская пара лет за 50. Муж в прошлом, как я поняла, преподавал в каком-то театральном вузе, жена не знаю, кто была по профессии. Как я поняла, никто из них на тот момент не работал, а однажды жена пожаловалась, что в электричке у нее отняли чужое пенсионное удостоверение, по которому она ездила бесплатно.

Среди направлений деятельности центра была и реабилитация сектантов. Как-то к нам заглянула женщина и долго рассказывала, что ее сын ходит к сайентологам и тратит там все, что зарабатывает – около 1000 долларов в месяц, а ей приходится его кормить. Выслушали ее с сочувствием, но не думаю, что чем-то помогли – ведь для этого сын должен был сам прийти в центр.

Платили мне как пиарщице 150 тысяч в месяц. По тем временам на это можно было прожить не более недели. Причем работодатели ни разу сами не вспомнили о выдаче зарплаты, всегда приходилось им об этом напоминать.

Особых результатов от моей работы, правда, не было. Публиковать интервью с нашим руководителем или информацию о центре никто не хотел – ведь было понятно, что это реклама. Удалось только пристроить одно интервью с психологом в газету «Оракул», потому что они специализировались на такой тематике, и небольшую статью в «Мир новостей», куда я попала случайно, по объявлению, висевшему на журфаке.

Очень скоро я поняла, что деньги в эзотерике заработать крайне сложно. Наш руководитель даже просил при посторонних не вести никаких разговоров о финансах, и всячески проповедовал, что надо работать за идею, а не за деньги. Меж тем как само руководство брало оплату за любые мероприятия и вообще использовало малейший повод для получения доходов. Мне ужасно не нравилось, что они афишируют себя как духовных людей, при этом делая на так называемой духовности бизнес. Ну ладно бы они это открыто признавали, но они требовали от других трудиться «за идею», а сами наживались.

В конце концов я оттуда уволилась. Тем более я на тот момент уже училась в очной аспирантуре. Мне очень повезло, так как я сдала кандидатский минимум на одни пятерки и получила стипендию, равную по сумме моей «зарплате» в культурно-духовном центре. Кроме того, я стала к тому времени активно публиковаться в прессе.

«Желтая» магия

Тогда появилось много изданий на мистическую тематику – помимо «Оракула», это были «Тайная власть», «Третий глаз», «Эра Водолея», «Тайная сила», «Незримая сила» и многие другие. В большинстве из них я печаталась. Впоследствии издательский дом «Мир новостей» стал выпускать газету «Мир зазеркалья», и меня взяли туда в штат литературным сотрудником.

Все эти СМИ держались в основном на рекламе разных ведьм, колдунов и экстрасенсов. Там печатались статьи обо всяких чудесах, магии, инопланетных пришельцах и проч. Конечно, проверить достоверность всей этой информации было нереально, и иногда я просто выдумывала какие-то факты, а потом не раз обнаруживала их в материалах других авторов. Узнав о возможности таким образом зарабатывать, некоторые мои знакомые тоже стали писать статьи в издания подобного рода. В одних случаях темой статей становились реальные эпизоды, в других – это был чистой воды вымысел. Но печатали и то и другое. Таковы законы «желтой» прессы.

Материал я брала сначала из книг на соответствующую тематику, а когда у меня появился Интернет, стала брать оттуда. Но порой приходилось интервьюировать живых людей. Так я познакомилась с известным писателем Владимиром Щербаковым, автором книг о волшебной стране Асгард на территории России и о встречах с Богоматерью; с академиком Международной Академии информатизации Эдуардом Каструбиным, который изобрел прибор, восстанавливающий энергетику биополя; с колдуном Иваном Кулебякиным, умеющим воздействовать на погоду…

Чертовщина, угодная Высшим силам

Коллеги по перу часто спрашивали меня, почему я не начну писать книги о непознанном. И однажды я решилась.

Свою первую книгу я назвала «Чертовщина – непостижимое или непознанное?» Почему именно «чертовщина»? Просто многие люди к разным необъяснимым чудесам относятся именно как к чертовщине. И шарахаются от этого вместо того, чтобы попытаться разобраться и подыскать объяснения.

Собирала я книгу из своих статей на различные темы. В ней были разделы о магии; об аномальных существах, включая призраков, домовых и гуманоидов; о причудах судьбы и странных знамениях. И, конечно, не обошлось без полтергейста и аномальных зон. И интервью с людьми, которые могли поведать о чем-то необычном.

Но написать книгу – это еще полдела. А вот издать… Я пробовала рассылать рукопись по разным издательствам – все безрезультатно. Мало кто был готов выпускать произведения начинающего автора.

В мае 2003 года мы с подругой решили поехать в Покровский монастырь к мощам Святой Матроны. А надо сказать, что мне до этого не раз говорили - мол, тексты, которые я пишу, неугодны Богу, что на такие темы вообще писать нельзя, тем более я крещена в православие…

Я подумала о том, что если мои тексты действительно неугодны Высшим силам, то мое желание не сбудется. А вот если угодны – то Высшие силы помогут…

Мы простояли к мощам несколько часов (а день, между прочим, был довольно жаркий). Желаний у меня накопилось несколько, а я слышала, что если желаний более одного, то хотя бы одно какое-то обязательно сбудется.

Но ждать пришлось довольно долго. Кажется, весной 2004 года я, наконец, получила положительный отзыв из издательства «Терра». Они были готовы опубликовать мою книгу! Тогда Интернет не был еще так развит, как сейчас, и я все лето ездила в издательство, подписывала документы, вносила правки и т.п. Сама книга вышла в конце того же года. Правда, гонорар мне выплатили только месяцев через пять, но это уже частные детали…

В феврале 2005-го издательство решило провести презентацию книг своих авторов в магазине «Библио-Глобус» на Лубянке. На стол поставили табличку с моим именем и названием книги. Вот только принтер, как мне объяснили, внезапно засбоил, и слово «непостижимое» куда-то исчезло. Осталось: «Чертовщина – непознанное?»

Может быть, это знак, что ничего непостижимого на самом деле нет, и если вы хотите гармонично существовать в этом мире, то надо стремиться к его познанию?

ИРИНА ШЛИОНСКАЯ

(начало)