Найти тему
urbanoise

Вот он - идеальный город!

Оглавление

Проект “The Line” Саудовской Аравиигород Neom в пустыне длиною 170 км с закрытой полностью экологически чистой системой. Предполагается, что город будет состоять из двух параллельных зданий высотой в 500 метров, с зеркальной фасадом снаружи – такой себе лежачий небоскреб Лисицкого шириной 200 метров. Изначально закладывают концепцию 5-минутного города: все необходимое будет в непосредственной близости от места жительства. При необходимости же посетить другую часть города можно будет воспользоваться сверхскоростным поездом в подземном тоннеле.
Реализация проекта уже стартовала.

Проект The Line
Проект The Line

Страшно подумать, на сколько огромный углеродный след оставит строительство такого полностью экологически чистого проекта. Помимо этого вопрос к самой сути проекта: готовая линия разделит пустыню пополам, что ставит под вопрос перемещение животных и птиц, перераспределение ветров. К тому же, сохранение и интеграция местных деревень в новый город не произошла – жителей уже пришлось переселить.

Можно сказать, что эти своеобразные 5-минутные блоки, которые насыщены всеми характеристиками города, разместят в линию. Вопросов к технической стороне проекта так же много, например, вопрос поступления солнечного света к низу города, вопрос к логистике коммерческих сервисов, вопрос к работе экстренных служб. Город без насыщенного центра и серой окраины – такой город полностью изменит чувство самоощущения человека в городе.

Неужели за историю Земли никто не задумывал идеальный город? 🧐

1

Первой задумкой идеального города, пожалуй, можно считать античный Платоновский проекта города 400 г. до н.э. – концентрическая структура с равномерными кварталами-окружностями. На основании такой модели уже в 8 веке н.э. был отстроен г. Багдад – круглый город аль-Мансура с направлениями в разные стороны света.

2

В 15 веке Антонио Филарете придумал идеальный г. Сфорцинда – это крепость-бастион в форме многоугольника. Известным примером города-форта является г. Пальманова, созданный в 1593 году. Позднее в 17 веке похожими были идеи идеальных городов Жака Перре и Себастьяна Вобан – проекты городов-крепостей, например, г. Нёф-Бризах, Франция. Далее уже в 18 веке Жан-Батист Леблон предложил похожий проект развития Васильевского острова в Петербурге.

3

В 15 в. сам Леонардо да Винчи планировал несколько лет многоярусный город: аверху жилье и улицы для благородных горожан, внизу торговля и ремесленные рабочие, еще ниже искусственные каналы – своеобразная канализация. Пожалуй, хорошо, что такой проект так и не сбылся, ведь такой имел бы очень сильную сегрегацию на классы горожан, как в каком-нибудь фильме-антиутопии.

4

Во второй половине 19-го века Барселона вышла за пределы своей исторической крепости, с проектом Ильдефонса Серды идеальных квадратных кварталов с 8 углами – L'Eixample. В процессе урбанизации кварталы, изначально задуманные с зелеными зонами и застроенными не по всему периметру, стали самопроизвольно уплотняться. С 1993 года действует программа Superilla Сальвадора Руэду о суперкварталах, с помощью которой город хочет создать больше зеленых зон и разгрузить часть дорог, повысив тем самым чистоту воздуха в городе.

5

Это птица? Это самолет? Нет, это ещё один город с идеальным планом, застраиваемый с нуля, – Бразилиа. В 1956 году был утвержден план новой столицы, с высоты птичьего полета нечто летающее – бабочку, птицу или самолет… Но сейчас это один из самых автомобилизированных город с загруженными магистралями и нечеловеческими масштабами, и к тому же, неравномерно разрастающийся город достаточно сильной сегрегацией.

6

Лучезарный город архитектора Шарль-Эдуара Жаннере-Гри, идеи которого были частично заложены как в проекте Бразилиа, так и в г. Чандигарх в Индии, основанного в 1953 году.
Кстати, знаете кто такой Шарль-Эдуар Жаннере-Гри? 👀

7

Линейный город – где длина города во много раз превосходит его ширину. Да-да The Line не такой уж и оригинальный проект! Впервые о таком проекте задумывался еще в конце 1882 году А.Сориа для строительства Сориа-и-Мата на окраине Мадрида. Далее в 1930 году проект ленточной урбанизации Алжира, получивший название “Обус”: вытягивающийся город вдоль линии моря, идея пустить транспорт по крышам жилых домов. Проекты линейных городов даже имеют такие примеры реализации как Магнитогорск и Волгоград. В начала 21-го века уже тоже была идея линейного проекта SkyWay в городе Абу-Даби в ОАЭ, но длиной всего до 500 метром для строительства труднодоступных для строительства территориях.

8

Город-сад, изначально описанный Эбенизером Говардом в 1898 году как структура из концентрических круглых зон: в центре находится парк, его окружает жилая малоэтажная зона, радиусом около одного километра, а на периферию выносилась промышленность и сельхозугодья. В конце 20-х Вальтер Гропиус создал идею, объединяющую линейный город и города-сада – линейная система спроектированных по Говарду поселений, объединенных "общим стволом" мощного транспортного коридора.

9

Далее можно также упомянуть проекты соцгородов, разрабатываемые в процессе индустриализации в начале 20-го века. А также проекты НЭР - новых элементов расселения, из которых самым ярким примером будет “Сибстрим” – расселение от Санкт-Петербурга до Владивостока вдоль Транссибирской магистрали. Такой линейный город был бы точно самым длинным.

10

Ещё один интересный объект, про который я вспомнила, изучая Линию – это квартал Коулун в Гонконге, в прошлом бывшем городом-крепостью. Стихийно развивающийся в 1950-1970 годах из-за неразберихи властей Китая и Британии в неконтролируемой среде… или же контролируемый триадами. Живя как отдельный город, при том имея внутри себя все услуги, люди могли годами не выходить из этого “жилого комплекса” – вон он город пяти минут! Но квартал был снесен к 1994 году.

Все идеальные города отражали потребности и ценности тех или иных лет

Вначале в центре были дворцы правителей или храмы божеств, затем это были крепости для обороны города, далее в центр ценностей встал человек – хотелось сделать все для удобства. Затем случилась индустриализация и в центре ценностей установились автомобили. В процессе бурного роста урбанизации пространство для людей сократилось в городе. Сейчас же все больше городов хотят стать Green cities или Smart cities, то есть стать зелеными/ цифровыми/ friendly/ экологичными.

Все перечисленные мною проекты либо не реализовались ввиду своей необыкновенности, либо не работали так, как задумывались. Концентрические проекты изначально создают перенасыщенный центр, к которому стремительно тяготеет периферия. Крепости-бастионы помимо этого создают жесткий барьер для развития и связи города. Ориентированность же на автомобиль в городе привела к тому, что теперь человек практически полностью вытеснен с городских улиц.

Интересно посмотреть, получится ли реализация проекта The Line, какой длины и высоты получатся здания, осуществится ли мечта об абсолютном равенстве? Мне кажется, такая монотонность в структуре города нереальна, ведь даже если и сам город будет иметь абсолютно одинаковые части, то люди в них будут жить разные, а значит будут формировать разную жизнь.

Как вам проект The Line?

🔸канал @urbanoise