Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как не попасть в ловушку гнева?

Гнев, как известно, относится к фрустрационным эмоциям.

Фрустрация – расстройство планов, крушение надежд; акт блокирования поведения, направленного на достижение цели; состояние человека, возникающее в ситуации невозможности удовлетворить какую-либо значимую потребность.

Типы фрустрационных ситуаций:

  • «Буриданова осла» - когда есть две привлекательные цели и нужно выбрать. Обе цели ведут к выигрышу, поэтому, как правило, здесь идет слабая фрустрация. Например: одеть синее или зеленое платье на праздник. Оба платья хорошие и мне идут, вот и не знаю, разорваться прямо…Но и в том, и в другом наряде я буду весьма привлекательна и хороша.
  • «Проблема выбора» - одна цель положительная, другая – отрицательная. Эта ситуация самая частая, а фрустрация при этом средняя. Человек сначала уступает желанию, а потом негативная сторона начинает усиливаться, и либо человек отказывается от цели, либо идет на поводу своих желаний и испытывает при этом угрызения совести. Знаете, часто такое бывает у тех, кто соблюдает диету. Хочется булочку, и не хочу поправляться. Дилемма))) Вариантов несколько, конечно. Самый лучший, без фрустрации, это съесть и не мучиться виной за то, что «опять съела, толстая….».
  • «Из двух зол» - две однозначно отрицательные перспективы, и человеку нужно выбрать одну из двух непривлекательных целей. При этом он все равно будет в проигрыше. Фрустрация, понятно, проявляется очень сильно. Например, полет на самолете стоит дорого, придется занимать и потом отдавать долг. Но если не полечу, пропущу новый год в кругу семьи. На поезде дешевле, но долго – 5 суток. Если поеду, родных увижу только 1 день. И в том, и в другом случае я что-то теряю. Осталось выбрать, на чем поехать, какие потери для меня менее тягостные.

Закономерность здесь вот какая: чем сильнее привлекательность цели, тем сильнее и фрустрация. Если потребность блокируется в начале ее достижения, то фрустрация слабее. А если практически в конце деятельности, то сильнее. Сильнее при этом проявляется и гнев.

В каких случаях гнев проявляется наиболее ярко?

Прежде всего, тогда, когда ситуация регулируется иррациональными убеждениями, когнитивными искажениями и должествованиями. Например:

  • «Если я отношусь к людям по-доброму, они должны это ценить». Однако, как в народе говорят: «От добра добра не ищут», Да, люди могут относиться к нам не так, как нам хочется. Соответственно, если я вся такая жду и жду, а вижу реально другое – не всегда позитивное и доброе – отношение, потребности блокируются, и эмоция гнева начинает меня захлестывать.
  • «Если окружающие относятся ко мне несправедливо, это ужасно и невыносимо». Да, это явно неприятно, верю. Но насколько это действительно ужасно? Что такого во мне? Как эта ситуация про меня, что негативное отношение других ко мне меня так задевает? Почему их мнение для меня более важное и такое болезненное, чем собственное мнение о себе? Вот когда эти моменты проясняются, гнев не будет «застить глаза», поскольку будет четкое понимание того, что даже плохое мнение обо мне окружающих – это всего лишь один из фрагментов моей жизни, в которой есть реально более интересные и значимые аспекты.
  • «Если я не буду отвечать агрессией на агрессию, люди будут манипулировать мной и вить из меня веревки». А вот здесь как раз срабатывает обратная зависимость: чем больше вы зло и агрессивно реагируете на действия других людей, тем больше они убеждаются в том, что они ведут себя правильно, и вы заслуживаете такого отношения. Тем сильнее станет их гнев против вас!

Есть много других когнитивных искажений, но главное в том, что внешним выражением всех этих ограничивающих нас убеждений являются наши слова – то, что мы вербально говорим другим людям.

Гнев возникает постепенно, из цепочки негативного поведения, когда двое людей, например, встают «на тропу взаимных обвинений». Проще говоря, «слово за слово, и понеслось…» Знакомо?

Поначалу люди могут не придавать значения зарождающей «тропе» и обмениваться безобидными фразами. Но есть так называемые «запускающие звенья», после которых, как правило, и проявляется гнев, агрессия, угрозы…

К числу таких «запускающих звеньев» относятся:

- настойчивые советы;

- резкая критика; ирония, поддразнивания; приколы; сарказм;

- повторяющиеся незаслуженные и унизительные упреки; например, мать может постоянно говорить своим детям: «Вы никогда мне не помогаете. Это разве уборка? Кто так убирается? Это называется грязь размазали…». И если ребенок старался, он может очень гневно ответить в один прекрасный момент: «Не нравится – сама мой!»;

- решительное установление границ разговора; например, когда жена говорит мужу, резко и жестко: «Все, хватит! Забудь об этом, никакой рыбалки!» (вот вам и фрустрация потребности…);

- угрозы; обвинения; бранные слова; проклятия; сарказм;

- чрезмерные обобщения и навешивания ярлыков; нет, ну как не сказать своему любимому мужчине, что «все мужики одинаковы, и друзья-то у тебя такие же, как….». Думаете, мужчина будет рад, что ему об этом так сказали?

- обструктивное поведение; спорят, например, парень с девушкой, и один из них вдруг говорит: «Я вообще отказываюсь это обсуждать»; чья потребность заблокируется? Да, того, от разговора с которым отказываются – «Как это не будешь обсуждать?»;

- необъективная интерпретация намерений собеседника; еще не зная реально, что от нас хотят, мы можем сказать: «Я знаю, чего ты добиваешься….Ты хочешь….» (дальше – полет фантазии);

- уничижительные заявления; например: «Нет, я не могу пойти с тобой в кино в таком виде! Иди и переоденься»; приятно ли другому человеку это будет услышать? Думаю, нет. Будут эмоции? Конечно!

- ультиматум; например: «Если ты не изменишься, я уйду жить к маме!»; Кого этим реально сегодня напугаешь? Более того, на ультиматум могут согласиться…и тогда кто будет во фрустрационной ситуации?

Надо признать, что гнев эволюционно дан человеку для мобилизации энергии и активной самозащиты. Однако, сегодня, когда много чего в нашей жизни трансформировалось и нам уже не надо защищаться от всех и от вся, гнев, эволюционно оставшийся с нами, проявляет себя уже не столько для защиты, сколько для нападения. К сожалению…

Повышая энергию (в кровь-то поступает адреналин) и придавая нам уверенность в себе, гнев, тем не менее, побуждает нас именно защищаться, а не решать возникшие задачи конструктивно и адекватно. Контролировать свои слова и мысли в гневе очень трудно. Наверное, именно поэтому Л.Н. Толстой в свое время сказал: «То, что начато в гневе, кончается в стыде».

Так что, может лучше в обход, не по "тропе обвинений", а по лугу возможностей...Как вы считаете?

Ваша Марина Ч.

Автор: Марина Чижкова
Психолог, Кандидат психологических наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru