Комментарии к моей статье «Финляндия. Едем учиться в университет» дают мне неисчерпаемые поводы не только поразмышлять об особенностях зарубежного образования, но и для осмысления, как меняется отношение к окружающему миру у наших сограждан. В основном, читатели, которым статья понравилась, ставят лайки. Которым не понравилась – пишут многочисленные критические комментарии. В них меня обвиняют в политической пропаганде, русофобии, ругают финское образование, ну и последним апофеозом было высказывание, что данная статья написана будущим предателем.
Давайте немного поговорим об этом, прежде чем я вернусь к теме образования в Финляндии.
Напомню, что моя дочь поступала в университет г. Лахти в 2015 г. А между прочим, в 2013 г. Указом президента РФ была запущена программа «Глобальное образование», предусматривающая финансирование обучения российских студентов в ведущих университетах мира в размере до 2,763 млн. в год на одного участника. Основные страны-участницы: США, Великобритания, Германия, Канада, Австралия…. Кстати, в перечне присутствовали и два финских университета. На сайте программы указано, что рассчитана она до 2025 года. А также приведены данные по состоянию на декабрь 2023 года. Полагаю, что готовили ее не предатели Родины. Впрочем, утверждать ничего не буду. Но порекомендую в этом случае бдительным гражданам закинуть сеть поглубже и не ограничиваться вылавливанием мелкой рыбешки. А особо смелые могут выйти с обличительным плакатом к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации или еще на какое-нибудь лобное место, согласовав, конечно, прежде эту акцию в установленном законом порядке.
Моя дочь, конечно, не училась за счет российского бюджета в ведущих университетах США и Великобритании, но наличие такой государственной программы позволяет сделать вывод, что образование за рубежом не тождественно предательству отчизны.
Ну и вот совсем свежие высказывания на тему сохранения связей с Европой, сделанные нашим президентом на Санкт-Петербургском международном культурном форуме 17 ноября 2023 г. Отвечая на вопрос участницы из Германии, стоит ли в нынешних условиях конфликта России и Европы оставить открытым прорубленное Петром I это самое окно или его следует закрыть, он ответил. "Мы не хотим ни с кем рвать отношения, мы этого и не делаем. Мы же ничего не захлопываем, не закрываем ни двери, ни форточки, ни окна…Если кто-то решил отгородиться, то это их дело, они сами себя обкрадывают… У нас не сложные времена с Европой, у нас с европейскими элитами сложные времена… У нас нет конфликта с европейским обществом…Я уверен, время все расставит по своим местам».
Так что тут еще надо разобраться, на чью мельницу льют воду сторонники отгородиться от Европы. При этом я бы посоветовал особо активным критикам не стараться быть большими патриотами, чем наш президент. Тоже по нынешним временам чревато.
Ну а теперь вернемся к образованию по программе «Международный бизнес» в финском городе Лахти. Я понимаю, что, ничего не зная о том, чему и как учат в финском университете, сложно, а даже и невозможно, высказывать какие-то содержательные суждения по данному поводу. Поэтому и начинается: окраина Европы, нация крестьян, учиться и жить там скучно, в космос они не летают, если преподаватель долго рассказывала будущей студентке об университете, то значит образование там поверхностное и бесполезное. «Студента надо нагружать, а неспособных - отчислять. Возиться с ним как в детском саду - получите соответствующее образование.» Ну и прочее в том же духе.
В связи с этим вспомнил один старый советский анекдот. Студент, идя на экзамен по зоологии, знал только материал о блохах. И, отвечая на вопросы билета в отношении жизнедеятельности других живых существ, выстраивал свой ответ так. «Медведь покрыт шерстью, в шерсти водятся блохи», ну и далее начинал уверенно о блохах. Преподаватель, поняв методу, задал вопрос про щуку. Студент не растерялся. «Щука снаружи покрыта чешуей, но если бы она была покрыта шерстью, то в ней обязательно бы водились блохи……».
В общем, чтобы обсуждения финского образования не происходили по методе вылавливания несуществующих блох в несуществующей шерсти, я попросил дочь поделиться описанием процесса обучения в университете г. Лахти, и высказать мнение, насколько это образование оказалось полезным в ее дальнейшей работе. Так что обратимся к первоисточнику.
«Обучение в Финляндии дало мне в первую очередь практическую базу, навыки работы в коллективе и приучило к самодисциплине. Основным отличием от российской системы образования, из которой я туда пришла, и от итальянской, в которой я оказалась после, были свобода выбора и отсутствие внешнего давления. Из-за этого опыт обучения в финском университете может привести к абсолютно противоположным результатам. Когда есть доступ ко всем ресурсам и нет давления сверху, что «надо», «все молодцы, а ты хуже всех» студент либо ничего не делает, если сам не замотивирован, либо берет все, что ему дают, да еще и бесплатно. На моем курс были те, кто за счет универа уехал в Австралию, Америку, Швейцарию, остался там, защитил докторскую, остался в Финляндии и работает в крупной международной компании, для которой еще в университете делал проект, есть и те, кто еле выпустились за пять лет, с очень большой помощью преподавателей и так и не нашли себя. В основном это те, кто с самого начала не перестроился с принуждения и мотивацией через давление из вне на само-мотивацию и построение своих целей. Говоря банально – пока препод не видит или не сказал, что отчислит, я заморачиваться не буду. В чем смысла мало, ведь учимся мы для себя. А если данная специальность или высшее образование не для тебя, то ищи профессию по душе, которая принесет пользу и тебе, и обществу. Причем в финском обществе любая профессия позволит иметь достойный уровень жизни.
Говоря о самом образование, я прошла обязательные блоки и сдала экзамены по направлениям финансовый учет, менеджмент и стратегия компании, маркетинг и коммуникации, логистика и закупки, межкультурная коммуникация, макроэкономика, управление персоналом, бизнес-информатика. На каждом предмете мы сотрудничали с существующими компаниями разных масштабов, Ikea, Jysk, DSV, Kone, Are из крупных на памяти, а также средними местными компаниями, городской администрацией, и стартапами. В зависимости от предмета задания отличались. В целом, я создала большое количество бизнес-планов для существующих и вымышленных компаний, некоторые решения, были действительно воплощены в жизнь. Например, маркетинговая компания Are или проект по привлечению персонала в Kone.
Многие задания и проекты выполнялись группой. Мы должны были самостоятельно распределить кто, что делает, потом совместно обсудить собранную информацию, выработать общие решения и подготовиться к защите проекта. Полученная оценка была единой для всех участников. Так что это приучало к взаимной ответственности и давало навыки групповой работы.
Большой упор делался на международный опыт. Так, каждый мог свободно выбрать страну для семестра по обмену и для практики. В отличие от многих, в том числе европейских стран, грант и место мог получить каждый, закрывший минимум программы бакалавра. Что означало, что учеба по обмену не только была для меня бесплатной, но я еще получала стипендию. Так как уже на том этапе я приняла решение развиваться в направлении международного маркетинга, это было решающим фактором, и я решила поехать в Нидерланды на данную программу. За семестр в Нидерландах я поработала с местными компаниями, пообщалась с членами парламента в Брюсселе, смогла больше попутешествовать по Европе, получила сертификацию в нескольких программах, которые давали большое преимущество при трудоустройстве (например Salesforce).
На практику я попала в Италию, в компанию, работающую в фармацевтической отрасли, где впервые осознала преимущества своего обучения. Уже привыкшая к отсутствию иерархии и предпринимательскому подходу, а также благодаря практической базе, я не провела полгода варя кофе и печатая документы. Я заметила недостаток в обработке клиентских данных и в целом устаревший подход, который не позволял компании масштабировать бизнес, не теряя качества и уровня персонализации услуг. Проведя качественное исследование и опрос менеджеров по работе с клиентами, а также реорганизовав клиентскую базу, я помогла компании внедрить CRM систему, где очень пригодились мои знания Salesforce.
Завершив обучение и вернувшись в Россию, я практически сразу начала работать Adidas в отделе бренд маркетинга. Я подала заявку на вакансию, на которую претендовали еще несколько десятков человек. Как и в любой крупной корпорации, процесс отбора состоял из нескольких этапов: тест на логику и математику, групповое интервью, групповой кейс, личные интервью с рекрутером и потенциальным менеджером. Весь этот процесс был волнительным, но очень знакомым по учебе в университете.
Более того, я прекрасно знала на какие аспекты обращают внимание при оценке групповой работы претендента. И здесь хорошо была видна разница в менталитете. Например, большинство людей, не прошедших этот этап, пытались удержать лидерскую позицию в группе агрессивностью и несговорчивостью, их целью было показать свое я, а не привести группу к лучшему результату и так далее.
Начав свою работу в Adidas, я практически сразу стала отвечать за многомиллионные бюджеты, участвовала в организации крупных рекламных кампаний, имея четкое представление о данных процессах благодаря университету. Очень помогло наличие таких вроде бы банальных навыков, как работа в Excel и глубокое знание формул или составление пивот-таблиц, на чем я делаю акцент, так как в Италии, например, я до сих пор не понимаю, почему этому не обучают в университетах.
Попав на магистратуру по экономике, которую я лично хотела изучить глубже, я столкнулась с такими предметами как статистика, математический анализ, математическое моделирование, эконометрика… Ничего из этого мы не проходили в Финляндии, но, будем честны, в очень редких случаях эти знания и зубрежка толстенных томов пригождаются на практике. Что я видела у некоторых своих ровесников в России и Италии - им сложно переключиться с академической жизни на рабочую без практических навыков и гибкости мышления вне рамок лекция-домашка-зубрежка-экзамен.
Более того, многие после магистратуры, или даже нескольких лет работы, идут на МВА, чувствуя нехватку практических знаний. Но, смотря на эти программы, я понимаю, что мой бакалавриат уже закрыл эту необходимость. Конечно, никто во время обучения в университете не может в полной мере понять, как быть менеджером, но заложенная база сильно упрощает дальнейший карьерный рост.
Возвращаясь к Adidas. Первое повышение я получила через три месяца, а потом еще через три. У меня были очень понятные перспективы дальнейшего роста. Но я хотела пойти учиться дальше на магистратуру в Италии. Мне понравилась эта страна, когда я была там на практике. Так что я покинула Adidas, когда получила сообщение о зачислении в итальнский университет на магистратуру по экономике. Кстати, как мне впоследствии сказала сотрудница HR, в Adidas, а также десятке других крупнейших международных компаний в России, тогда существовало правило отбирать кадры только из Высшей Школы Экономики, МГУ, МГИМО. Я оказалась исключением благодаря финскому диплому, а также результатам, показанным в процессе собеседования, тестирования и оценки работы в группе, которые быстро расставили все на свои места.»
Ну и в заключение, дорогие читатели. Не воспринимайте написанное мной, как призыв куда-то свалить. Равно как, прочитав про приготовление финского супа локихейтто, не стоит пускаться в доказательства, что нет ничего вкуснее и полезнее ленинградского рассольника. Как там писал Козьма Прутков:
Мы разнимся в судьбе,
Во вкусах и подавно;
Я это басней пояснил тебе.
С ума ты сходишь от Берлина;
Мне ж больше нравится Медынь.
Тебе, дружок, и горький хрен - малина,
А мне и бланманже - полынь!