Найти тему
93,4K подписчиков

Как думает супервизор. Разбор кинофильма

Одним из ключевых навыков психолога-консультанта, является понимание процессов мышления клиента. Важно знать не только, что думает наш клиент, а как он это делает. В этой статье, я хочу познакомить читателей, с тем, как думает и что может увидеть в клиентском случае супервизор, то есть я. Предлагаю вашему вниманию мой супервизионный разбор кинофильма «Легенда о пианисте» 1998 г. Фильм очень интересный, наполненный музыкой и смыслами.

Для тех кто не смотрел или успел забыть привожу выдержку из Вики.

«Легенда о пианисте» ( La leggenda del pianista sull'oceano — «Легенда о пианисте посреди океана», Legend of 1900 — «Легенда о Тысяча-Девятисотом») — в жанре музыкальной . Фильм снят по книге «Новеченто» («Тысяча-Девятисотый»).

Это фильм- эпопея, ибо на одном-единственном корабле уместилась целая эпоха, целый мир. Удивительный мир музыки, дружбы, любви, страдания, проходящих перед глазами героев в течение многих лет. Это история гениального пианиста, родившегося и всю жизнь прожившего на корабле, курсирующем между Америкой и Европой, где он прославился игрой на рояле и ни разу не сошёл на берег. Повествование ведётся от лица его друга-трубача, игравшего с ним в оркестре, который представляет собою «ненадежного рассказчика», что напрямую отражено в названии фильма.

Смысловое содержание фильма можно рассматривать в трех сферах:

- процессы происходящие во внутреннем мире или психической реальности;

- события происходящие во внешнем мире;

- метафорический и архетипический;

В метафорическом плане, для меня, корабль плывущий из Европы в Америку, это процесс созревания плода: от зачатия (момент посадки на корабль), до рождения (крик Америка) и спуск по трапу на причал. В фильме, из обратных рейсов из Америки в Европу, показаны только два и оба связаны с эдипальным конфликтом.

Повторяемость рейсов, это процесс воспроизведения элементов внутриутробного развития, происходящий в человеке постоянно.

Появление из тумана фигуры «Свободы» - лицо матери или акушерки, как его может видеть новорожденный.

Корабль, так же символ материнской утробы, дающей границы и безопасность. Мать Новиченто или Трубача присутствует во всем фильме. Ее символом является музыка, создание музыки – сексуальный акт с матерью. «Выпустить мою музыку в мир» - воплотить сексуальные фантазии или их обозначить.

На уровне психических событий, «Пианист» - это нарциссическая часть главного героя – «Трубача». Реальный человек, играет прекрасно, но его нарциссическая часть, просто виртуозно, лучше всех. Научилась неизвестно где и как, не знает реальных родителей, мамой считает лошадь. Человек, которого никогда не было. Без документов. Никогда не спускался на сушу. (застрял в периоде внутриутробного развития).

Их знакомство происходит во время шторма. Метафорическое описание затруднений, в процессе созревания плода. И приспособление к агрессивной реальности через расщепление. Теперь есть Трубач и Пианист.

Через историю взросления Новиченто, можно угадать историю детства самого Трубача. Ведь в фильме она вообще ни как не раскрыта.

Соревнование с «создателем»(отцом) джаза, - проявление эдипального конфликта из которого главный герой, к сожалению, вышел победителем. Еще одним символом «эдипа», является смерть приемного отца, от удара в спину. Удара, нанесенного самим судном, символизирующем мать.

«моя музыка не выйдет в мир, без меня» - разбитая матрица пластинки. Нарцисс не может проявиться в реальном мире. Столкновение с реальностью, его просто разрушит.

Можно перевернуть ситуацию. Именно «Пианист», совершенно реальная личность, с досконально известной личной историей, а «Трубач» - одна из частей взаимодействующая с «внешним миром».

В «объективной реальности». Ребенок, считающий матерью – лошадь. Семьей экипаж корабля. Покинуть корабль, это «предать» семью. На более глубоком уровне, отсутствие матери, постоянный контакт со всем экипажем корабля, сформировали «деформированную» привязанность. Корпус «Виргинца», воспринимается как границы собственной личности. Спуск «на берег», равен личностному распаду, психозу. Смерть предпочтительнее. Сепарация от материнской утробы.

Выступления в 3-м классе судна, среди большого скопления людей – воспроизведение детской травмы, отсутствия интимных границ и тела и личности. Запись пластинки, попытка выхода Новиченто в «окружающую ральность», попытка не удачная. Мир, в лице незнакомой девушки (так же материнский символ), отказался признать сам факт присутствия новорожденного.

Разбитая матрица пластинки – травматический раскол психики, склеенная продавцом магазина, но так и не выпущенная в «большой мир».

И немного важных технических подробностей

Перенос и контрперенос:

1.Трубач проецирует на Новиченто свою историю жизни. Контрперенос – «твое пальто сидит на мне идеально»

2.Трубач проецирует образ отца на хозяина музыкального магазина, продает(отдает) трубу (символ пениса). Признает поражение в эдипальном конфликте. Контрперенос – «отстраненный отец» - «твоя «труба» мне не очень интересна» Возвращает(дарит) «трубу» - дарит право на сексуальность.

  • «Поединок» с «отцом» джаза. Перенос: Джелли видит сына, претендующего на сексуальный контакт с «матерью» музыкой, поклонниками. Контрперенос: Новиченто видит отцовскую фигуру. Фаллический символ – сигарета. Эдипальный конфликт на самом пике. Кто лучше обращается с «сигаретой».

Доминирующие аффекты:

Страх потери себя, грусть, боль потери, страх отделения от матери, безвыходность, как невозможность «родиться»

И немного символизма.

Почему Новиченто делает акцент на 88 клавишах рояля Бога?

-если положить 8 горизонтально, получится знак бесконечности. 88 – двойная бесконечность, бесконечность мира и бесконечность человека это и есть символ Бога;

- 88 в Китае, считается символом счастья и богатства;

- 88 это число зарегестрированных созвездий, бесконечность космоса.

Почему Новиченто не сходил с корабля?

- сойти с корабля – Сойти с ума,

- сойти с корабля – сепарироваться от матери, от материнской утробы в которой есть границы;

- сойти с корабля – родиться, выйти в бесконечный мир.

Выше, я показал схему разбора возможного клиентского случая или сна. Если возникли вопросы, делитесь в комментариях. А сам фильм очень рекомендую пересмотреть.

Прочитать больше материалов можно на сайте

https://supervi.ru/

Группа Вконтакте: https://vk.com/public222032382

Автор: Ганчиц Виктор Всеволодович
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru