В первой половине 19 века в России оформились два противоположных философских течения: западничество и славянофильство. Первые настаивали на общем историческом и культурном пути с западными государствами, вторые же считали русскую историю самобытной и развивающейся по отдельному направлению. Среди славянофилов одной из важнейших персон был Константин Сергеевич Аксаков. А в его трудах особое место занимает теория «Земли» и «Государства». Что же в ней было прописано?
Именно на этой теории строится историко-политическая концепция славянофилов. Также она выступает как противовес «теории родового быта», написанной Соловьевым, по которой государства на ранних словах этапах формировались как союзы кровных родственников.
Аксаков же утверждал, что еще древний русский народ, который он именует «Землей», не желал брать на себя тяжелое бремя власти, когда это стало необходимым, поэтому призвал ее извне. Так появилось «Государство». По сути, он придерживался норманнской теории. В союзе с «Землей» они поддерживали и оберегали друг друга, но глубоко во внутренние дела не вмешивались.
Так было до 18 века, до реформ Петра I, которые нарушили существовавший многовековой баланс. «Государство» не просто влезло в дела «Земли», но и подчинило ее себе. Между сословиями появились барьеры. Отсюда, по мнению философа, и пошли все проблемы России. Он писал: «Русская земля подверглась внезапно такому страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению… одежда, обычаи, нравы, самый язык – все было искажено».
Жизнь до Петра Константин Сергеевич очень идеализировал, но умолчать о научной ценности этого труда нельзя. В дальнейшем исследователи неоднократно подтверждали, что ряд описываемых там утверждений действительно верны (но не все).
Еще в 1843 году Аксаков написал программное стихотворение «Возврат», в котором призывал к возвращению «домой» - в Московскую Русь. К Петру I он имел ряд претензий, его он обвинял в насилии над исконно русской жизнью, о чем еще раз высказался в другом стихотворении - «Петру». При этом он резко спорил, когда его обвиняли в том, что он хочет откатить развитие страны назад. Аксаков говорил, что государство должно идти впереди, только по «прежнему», а значит «истинному», пути.
Выглядел мыслитель соответсвующе: он отпустил бороду, часто надевал русскую рубаху-косоворотку и шапку-мурмолку (которая чаще всего ассоциируется в современном представлении со стрельцами).
Аксаков, будучи славянофилом, говорил о проблеме обостряющегося кризиса отношений между государственной властью и общественностью. Начав свою деятельность еще про Николае I, Константин Сергеевич был недоволен политической системой, построенной на крепостничестве и самодержавии. Он хотел бы видеть в стране больше политических и гражданских свобод, в том числе всеобщее избирательное право. При этом от полного отказа от самодержавия он отнекивался, считая его, наряду с православием, исконным русским началом. Аксаков вообще был первым, кто заявил о богоизбранности русского народа. Он приписывал российской истории достоинства, в других державах он их игнорировал.
В отличие от западных государств, которые строились по пути насилия и завоеваний, сказано в этой теории, в России политическая власть была тягостным бременем, которое пришлось взять правителю на себя. При этом русский народ к власти сам не стремится, а готово передать все полномочия одному компетентному лидеру. Россия для Аксакова - страна села, а не города.
«Государство», по его мнению, должно было способствовать созидательной деятельности живущего в нем народа, не противопоставляя себя ему. Оно должно жить для народа, а не для себя. Аксаков добивался освобождения «Земли», представителем которой он видел крестьянскую общину. Именно она является носителем вечных нравственных ценностей, и ему не нужны никакие, особенно западные, учения. Но крестьяне имеют силу только вместе, не по отдельности.
Первым и важным шагом, по его мнению, должна была стать отмена крепостного права, что повлекло бы за собой дальнейшие реформы и общее развитие страны. В 1855 году он составил и отправил Александру II записку «О внутреннем положении России». Он просил в ближайшее время созвать Земский собор, на котором должен быть обсужден вопрос дальнейшего существования страны. Главным тезисом он называл «Сила власти - царю, сила мнения - народу». Однако на эту записку император не отреагировал.
Причина такому проста. Данная теория противоречит либерализму, который основывается на автономии различных сфер жизни общества, на разделении светской и духовной власти, гражданского общества и государства.
Воззрения Аксакова оказали большое влияние не только на славянофилов, но и на анархистов конца 19 века - начала 20 века.
Несмотря на многочисленные научные труды на эту тему, исследователи сходятся во мнении, что рассмотрена она до сих пор недостаточно глубоко.