Что-то часто пишу о работе. Недавняя статья на эту тему здесь. Но тоже многим интересно, судя по реакциям на такие статьи. Ладно, продолжаем.
Думаю многие читали или хотя бы примерно знают содержание цикла Ярослава Гашека о бравом солдате Швейке. Швейк - исполнительный идиот (никакого оскорбления - его медицина таким признала!). Такой солдат, которому лучше вообще ничего не поручать. Выполнит приказ по форме, а не по сути, и шуток вообще не понимает. Швейк таков по своей природе, его разрушения не злонамеренны. Он действительно идиот. Таких персонажей называют трикстерами. Не злодей и не герой, просто шутник-разрушитель.
А вот в гражданских рабочих и учебных коллективах заводятся "Швейки", чей идиотизм от ума. Они не отказываются прямо выполнять распоряжения начальства, которые выполнять не хотят, они просто выставляют начальника/педагога глупцом. При этом не унижают его, не оскорбляют. Говорят вежливо, спрашивают вроде серьёзно, без грубости. Придраться не к чему. Но все смеются и отнюдь не над "Швейком". Если выполняют распоряжение, то уж лучше бы не выполняли. Такая вот перманентная итальянская забастовка.
Это тихий саботаж. В школе такой "Швейк" - реальная головная боль. Отчислить невозможно, даже медико-педагогическая комиссия признаёт его психическое развитие соответствующим возрасту, что чистая правда. Психически он здоров. Просто характер такой. А урок нелюбимого учителя каждый раз превращается в цирк. Учитель спрашивает: "А голову ты дома не забыл?" - в ответ слышит: "Не забыл. Специально пластиковый муляж надел вместо неё" - и урок сорван потому что все смеются.
На работе такой сотрудник в ответ на замечание охранника, начинает бурно выполнять его указания (скорее, имитируя) и доводить охранника до белого каления, согласовывая каждый шаг с ним. При этом не выполняя свои основные обязанности - он ведь занят ублажением охранника. Причём он не его подчинённый и охранник формально не имел право давать ему указания. Но почему то дал.
И с юмором, иронией и сарказмом у "Швейков" всё отлично. Они просто иронизируют в ответ. Можно подумать, что я ими восхищаюсь.
Да нет. Признаю, что иногда они бывают неправы и обсмеивают даже разумные правила и замечания, признаю, что иногда они игнорируют то, чего игнорировать не стоит. Хотя серьёзно саботировать рабочий процесс он не будет - он шутник, а не злодей. Так, превратит планерку в пятиминутку смеха, но это не так страшно. В школе да, изредка может спровоцировать травлю педагога. Но это уже другая история.
В рабочем коллективе "Швейк" появляется и приживается в специфичных условиях - большая текучка, очень маленький коллектив, госорганизации, неэффективный стиль управления, начальник-самодур. В здоровом коллективе "Швейк" просто себя не проявляет. Просто немножко юморит, но бардак не устраивает.
Что с ним делать? Да в общем ничего. Они не так уж вредны. Они не причина, а следствие. Присутствие трикстера только симптом того, что кто-то творит настоящую глупость, не шуточную. Что-то делать надо с настоящей глупостью, тогда наш Швейк сам уймется. Или уйдёт - там, где все нормально и размеренно, им скучно. Им нужен хаос - это их стихия.
Так что если в учебном или рабочем коллективе завёлся такой вот иронизирующий саботажник, проблема не в нем, это в управлении коллективом что-то не так. Уберите глупость, разгильдяйство, скудоумие и самодурство и трикстер сам исчезнет. Или уйдёт или прекратит свои шуточки на грани.
Запись на консультации психолога (работа в онлайн-формате)
Электронная почта - g19478227@gmail.com
WhatsApp, Telegram, Discord - 8-905-078-06-48
Вконтакте - @id760655281