Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Сделать выбор - как поможет психолог

Тема выбора, на мой взгляд, содержит в себе достаточную глубину и важность. Выбор – это то, что мы делаем каждый день, от микровыборов до тех, которые имеют весомые последствия.

У меня в работе много клиентов двух типов:

1 – те, кто сомневается в сделанном выборе и приходят разобраться и понять, отменить свое решение или остаться в нем,

2 – те, кто стоит в точке выбора не совершая его, вернее делая выбор не делать выбор.

Учитывая, что мы с клиентами открыто обсуждаем стратегию работы, это позволяет работать в сотрудничестве и безопасности. У клиента полное понимание не только целей, а еще и процесса работы, в которой он главный герой.

Сегодня считаю важным поделиться своей стратегией работы с проблемой выбора.

Сейчас у меня в работе интересный случай, мы еще в процессе, и у меня выстроена своя стратегия. Не претендую на истину в первой инстанции, опишу план работы с клиентом мужчиной. Готова к обсуждению, обратной связи.

У него три выбора касательно профессионального развития и эти выборы затрагивают город и страну проживания, соответственно, окружение и жизненны контекст в целом. Ему 22 года, достаточно амбициозные варианты для выбора, естественно он реализует любой из этих трех вариантов, поэтому для него важно сейчас выбрать направление.

1 – переводим жалобу в запрос и формулируем критерии как клиент поймет, что наша работа сделана эффективно. То есть, он выбор сделает или он поймет, какой ему сделать выбор. В общем на уровне поведения, эмоций и состояния.

Цель - мягко показать клиенту, что он способен принять решение. Четко определить параметры эффективности работы, для себя в том числе.

2 – исследуем моделей, которые выбрал клиент. Тут видим для себя запрос клиента, все к чему клиент стремится, его ценности, и ловим убеждения.

В моем примере, учитывая, что запрос в части профессиональной деятельности, убеждение «если делаешь, значит живой».

Берем на заметку для себя в дальнейшей работе.

3 –определяем точку настоящего, ценностей и ресурсов через такой микс колеса баланса, психогеографии, метазеркала и моделирования в целом. И отделяем ситуацию, для того чтобы увидеть ее и управлять ею.

Выполнение:

3.1. –исследуем глубинную ценность, ресурс. Клиент выбирает две вещи и по каждой спускаемся по вопросам – а символам чего она для тебя является? При совпадении ответов останавливаемся и берем это для себя в работу. Например радость.

3.2. – составляем колесо баланса. Сферы жизни клиент сам группируем, объединяет, выделяет как он считает нужным. Определяем степень важности и удовлетворенности.

3.3. – идем в пространство. Производим психогеграфию, выкладываем и реперзентируем все сферы. Смотрим на взаимодействие с каждой сферой, АДДА.

Затем выходим в метапозицию вообще в сторону, и смотрим, что там происходит в целом. Затем внутри каждую сферу наполняем символом того ресурса, ценности, которую выявили в пункте 3.1.

Все сферы вводим в себя и смотрим чтоб было внутри гармонично, без конфликтов.

Цель:

- отделить ситуацию от себя, выйти из нее, оценить, проанализировать, соответственно изменить восприятие,

- изменить эмоциональное состояние на ресурсное.

4 Работаем с травматичным опытом, который уже не пускает человека сделать выбор. Какое-то негативное представление о сделанном выборе ранее.

То есть здесь мы находимся в точке выбора, мы не выбираем еще.

Тут еще можно посмотреть, в том числе, созависимость с окружающими, что клиента сдерживает сделать этот выбор.

5. Формирование внутренней поддержки, пожружиться с собой, принятие своих эмоций.

У меня работает с клиентами метафора обращения к авторитету. Если есть общий авторитет, это прекрасная история. Показываю то, что любой человек переживает, сомневается, испытывает страх. Что это нормальная история. И клиент приободряется, идет поддержка и исключается ощущение, что он один на один с проблемой и со своими страхами. Некая поддержка и мотивация через валидацию в том числе, подчеркивая важность и ценность его вопроса для самого себя.

6. Работа по сократовскому диалогу, то есть работа с убеждениями. И здесь два этапа:

1 этап -работа с точкой выбора, то есть, ищем убеждение если я сделаю выбор, то, то что тогда будет. И идем по технике.

2 этап – работа с выборами. Если я сделаю этот конкретный выбор, то что тогда будет в этом конкретном контексте. И идем по технике.

Цель: изменение восприятия и более широкий, гибкий взгляд на ситуацию,

7. Если выбор еще не делан, можно дополнить техникой За-против продолжать не делать выборсделать выбор. Разложить по таблице.

8. Выстроить поведение и сделать готовность. Работа именно в точке выбора и фокус внимание именно на то, как клиент делает выбор. Убрать остатки того, что мешает сделать выбор.

Получается достаточно не быстро, но тут в зависимости от степени значимости самого выбора.

В результате данной работы клиент будет способен изменить восприятие ситуации, учитывая свои интересы сделать выбор, принять решение выигрышное для себя уверенно и спокойно.

Для того чтобы точнее и быстрее понять свое текущее состояние, имеющиеся ресурсы и точки роста, сформулировать желаемые результаты, сделать выбор и принять для себя верное и выигрышное решение жду вас в своем кабинете.

Записаться на консультацию можно в вотсап 👉 https://wtsp.cc/89045743400

Автор: Архипова Ирина Сергеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru