Найти тему
Николай Секерин

Про фильмы о «блатной романтике»

На днях мне в очередной раз попалась на глаза, закамуфлированная под новость, реклама сериала «Слово пацана» и, поддавшись-таки искушению, я решил наконец почитать в интернете про это кино подробнее, поскольку смотреть я его всё же ни при каких обстоятельствах не планирую.

После ознакомления с информацией из разных источников, мне стало понятно, что сериал этот посвящён «светлой памяти» так называемого Казанского феномена, проявившегося в 1970-х годах в столице Татарской ССР. 

В то время в Казани наблюдалась доселе небывалая активизация организованной преступности среди несовершеннолетних. Подростковые банды делили «сферы влияния», устраивали драки «стенка на стенку», занимались грабежом, разбоем и рэкетом. Убивали людей.

Одной из наиболее известных группировок «Казанского феномена» была ОПГ, получившая наименование «Тяп-Ляп». Впоследствии, лидеров этой группировки судили и некоторых из них расстреляли по приговору суда в 1982 году, другие сели на долгие годы в тюрьму и освободились в 1990-е (как раз ко времени своей наибольшей востребованности на «рынке труда»).

Чем занимались эти «дети», когда были на пике своей славы? Ну например, держали в постоянном страхе простых жителей Казани, для чего организовывали специальные автопробеги на краденных мотоциклах и в процессе данных мероприятий устраивали погромы, а также грабили и жестоко избивали случайных прохожих, кто-то из которых позднее от полученных травм умирал.

То есть, жертвами этих выродков становились обычные люди - инженеры, рабочие, врачи, учителя и так далее. Короче, все те, кто вообще не имел никакого отношения к представителям власти, пагубная политика которой, якобы сделала возможным зарождение этого самого «Казанского феномена».

Теперь вот про этих преступников сняли сериал, и чтобы как-то оправдать своё единственное истинное желание срубить бабла - создатели картины говорят нам о том, что целью данного кина является анти пропаганда. Мол, смотрите к чему может привести подобный образ жизни. 

Только вот, фальшь всё это, потому что если бы в таких фильмах показывали всю правду целиком - их бы никто не стал смотреть. А здесь у нас небывалый спрос, особенно среди несовершеннолетних, многие из которых, уж будьте уверены, только и делают теперь, что активно копируют мимику, поведение и внешний облик своих вновь обретённых кумиров. И запрет по поводу 18+ тут только разжигает интерес, ведь лучшей рекламы для ребёнка просто и придумать нельзя: посмотрите на ближайшего заядлого курильщика и алкаша - он стал таким во многом благодаря применённому в нужное время заклинанию «тебе нельзя, ты ещё маленький».

Так вот, возвращаясь к правильной пропаганде, хочу сказать, что для этого в кинематографе должны постоянно фигурировать ситуации, вызывающие реальные ассоциации, где зритель видит как преступники избивают насмерть и выворачивают карманы у такого мужчины, который зрителю знаком. У этого мужчины суровое и уставшее лицо, он сутулится, он замучен бесконечными проблемами, его несправедливо травит начальник, он старается изо всех сил, чтобы прокормить семью, и он очень похож на вашего собственного отца, потому что он - тот самый «простой человек», он - родной. И вот, на экране его только что убили ублюдки из породы «не мы такие - жизнь такая»…

Не могу здесь не вспомнить и другое кино на ту же тематику, как будто бы со схожей анти пропагандой. Это фильм Мартина Скорсезе «Ирландец», посвящённый биографии убийцы, который по заданию итальянской мафии застрелил своего друга.

Даже такой гадкий поступок киношники изловчились преподнести нам как исключительно безвыходную ситуацию в жизни загнанного в угол отважного бойца. Но прочитав первоисточник, я выяснил, что подобная практика была для «Коза Ностры» типичным явлением - они регулярно заказывали такие убийства из практических соображений. Друзей никто не подозревал и их отпечатки пальцев в доме убитого не вызывали подозрений, так как прежде чем убить, исполнитель бывал у своего друга в гостях регулярно, его все знали и никто на него бы не подумал.

Ещё, например, прототипы наших любимых персонажей «Крёстного отца», регулярно привозили в США итальянских сирот - мальчишек лет пятнадцати, которым обещалась здесь новая жизнь и «достойная работа». Мафия поручала этим подросткам совершить заказное убийство - это был своего рода «вступительный экзамен», и после того как пацан выполнял заказ, его тихо убивал другой киллер. Сирот использовали, поскольку у них не было родных, которые стали бы их искать, а следы с места преступления обрывались для полиции на месте обнаружения «орудия убийства».

Продемонстрировал ли данные нюансы Мартин Скорсезе в своём кине с Де Ниро? Разумеется, нет. Так же, как и умалчивают о подобных тонкостях любые киношники, которые думают о наградах и кассовых сборах. И потому, каким бы ни был по сюжету роковым конец, как бы ни было нам отвратно глядеть на кривую дорожку антигероя в его безысходное никуда, - образ киношного бандита всё равно не будет иметь ничего общего с реальностью. 

Потому как фильмы про реальные преступления и про истинное лицо преступников никогда не возымеют той популярности, что создаёт им вся эта лживая «блатная романтика».