За соответствием выпускаемой кино- и телепродукции нормам советского облико морале вплоть до перестроечных 1987-1988 гг. со всей строгостью следили Госкино и Гостелерадио. Неугодные фильмы могли отправиться на полку либо из них вырезали сцены и переозвучивали диалоги. Особенно сильно под нож попадали ленты капстран США, Франции, Италии и др., которые иногда все же добирались до советских экранов. Впрочем, режиссеры и сами прекрасно знали список очевидных и негласных запретов, поэтому старались показать деликатную тему очень завуалированно.
Все перечисленные в статье вещи появились на экране в огромном количестве лишь с приходом перестройки, когда 90% фильмов стали пестрить откровенной чернухой на ранее запретные темы.
1. Постельные сцены
Вплоть до 1970-х годов отношения между влюбленными героями на советском экране ограничивались лишь прогулкой держась за руку или робким поцелуем. Все остальное оставалось за кадром либо демонстрировалось в юмористичном либо аморальном ключе, например, известная сцена из "Бриллиантовой руки". Лишь в застойные годы на экране изредка и буквально на секунду стали проскакивать актрисы без верха или сцены с лежащими в одной кровати под одеялом актерами, покуривающими сигарету. Первую серьезную "клубничку" советский зритель увидел на экране лишь в "Маленькой Вере" в разгар Перестройки.
О том, чтобы показать хоть намек на нетрадиционные отношения, никто и не мог даже помыслить.
2. Упоминание ГУЛАГа
Фильмы про тюрьмы в общих чертах начали показывать примерно с начала 1970-х годов. Однако сталинские трудовые лагеря и всяческие репрессии с НКВД и "черными воронками" так и оставались табуированной темой для кинематографа и не только вплоть до прихода Перестройки.
3. Политическая сатира
В сталинские годы за любую критику власти или советского строя можно было запросто оказаться в ГУЛАГе, поэтому о политической сатире в кино не могло быть и речи, в отличие от дозволенной критики западных империалистов из капстран.
После хрущевской оттепели в завуалированной форме в фильмах, киножурнале "Фитиль" и телепередаче КВН стали время от времени проскакивать нотки о недостатках советского строя, например, дефицит товаров, очереди. Однако все это преподносилось как недочеты отдельно взятых низовых чиновников на местах.
Чаще всего по ЦТ и в кино критиковали лишь неугодных власти граждан, подрывающих "светлый облик строителя коммунизма" как пьяниц, несунов, стиляг и т.п.
4. Упоминание Сталина (после 1956 г.)
В марте 1956 года Хрущев произнес свою речь о развенчании культа личности Сталина, в связи с чем все передачи и фильмы с упоминанием, а тем более восхвалением генераллиссимуса были отстранены от показов. После внесения правок обрезанные версии старых художественных и документальных фильмов вновь появились в эфире в 1961 году.
После отставки Хрущева нормы были немного ослаблены. Например, портрет Сталина виден на поезде фронтовиков в фильме "Белорусский вокзал" 1970 года.
5. Упоминание религии
Как известно, официальной религией в СССР был атеизм, поэтому демонстрация каких-либо сектантских, религиозных обрядов, особенно в положительном ключе, да и просто православных крестов, в кинематографе было недопустимо. Наооборот, вполне уместно было богохульство, например про Богоматерь в "Операции Ы...", крестный ход в "Брилоиантовой руке" и т.п.
6. Нецензурная лексика
В американских фильмах 80-х слова на букву F лились из уст Арнольда Шварценнеггера, Сильвестра Сталлоне и Брюса Уиллиса как из рона изобилия. Наш же кинематограф тут был примером целомудрия, а более менее жесткие ругательные фразы изредка можно было услышать лишь из уст каких-нибудь антисоциальных элементов, например, в "Джентлеменах удачи", да и то по большей части в виде эвфемизмов или тюремного жаргона.
7. Восточные боевые искусства
В отличие от самбо, восточные боевые искусства, в первую очередь, каратэ, считались воспитанием культа жестокости, и их демонстрация в советских фильмах и телепередачах запрещалась. Вероятно, поскольку в них существовал "учитель", которого ученики должны были беспрекословно слушаться, что имело сходство с сектой. Единственным исключением стал самый кассовый советский фильм "Пираты XX века", выпущенный в период оттепели перед Олимпиадой-80.
8. Мистицизм, ужасы
Фильмы про какие-то необъяснимые наукой вещи, потусторонний мир, а также страшные ужастики также не поощрялись как чересчур мрачные, и не соответствующие коммунистическим идеалам и вере в светлое будущее. Единственное исключение было сделано для экранизации Вия, да и то, поскольку его написал почитаемый писатель Николай Гоголь.
👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!