На похоронах Сталина Берия подошел к её мужу и тихо спросил, что он может сделать для него?!
- Отпусти Полину, - услышал в ответ всесильный нарком.
На следующий день они встретились в кабинете Берии и поехали домой. Позади остались четыре года тюрьмы и ссылки в кустанайской степи. Хорошо, что хоть жива осталась.
В ее деле осталось, видимо, так и не попавшее к адресату письмо:
«… Четыре года разлуки, четыре вечности пролетели над моей бедной, жуткой, страшной жизнью. Только мысль о тебе, о том, что тебе ещё, может быть, нужны остатки моего истерзанного сердца и вся моя огромная любовь, заставляют меня жить…»
Они ведь на самом деле очень любили друг друга. Все годы, которые провели вместе. Несмотря на то, что им пришлось говорить на публику например вот такое:
«Если это нужно для партии, значит, мы разойдёмся»
Или
«Нет такой любви между мужчиной и женщиной, ради которой можно было бы изменить Родине!»
Потому что это были Вячеслав Молотов и его жена Полина Жемчужина.
Говорят, что Черчилль припечатал Молотова фразой:
«Я не видел человека, в котором более полно была бы представлена современная концепция робота»
Да, Вячеслава Михайловича отличала железная выдержка, скрупулезность и педантичность. Сказывалось так и не законченное техническое образование в сочетании со складом характера. Если кого можно назвать идеальным государственным бюрократом – так это именно Молотова. И рядом – яркая, красивая, энергичная Жемчужина. Они отлично дополняли друг друга.
До революции им обоим светило немного. Особенно Полине, которая до октября 1917 года успела пройти значительный карьерный путь от набивщицы папирос до кассира в магазине. Ну а потом февраль и октябрь 1917 года, революция, равенство и братство. А красивая барышня стала сначала заведующей клубом, потом подпольщицей, потом заведующей женским отделом. А потом в 1921 году на одном из партийных совещаний они встретили друг друга, чтобы больше не расставаться. За исключением мрачной истории с арестом.
Так уж получилось, что у усидчивого и исполнительного мужа получилась отличная карьера – в итоге Молотов ведь стал главой Советского правительства. Формальным, конечно, потому что определял все совсем другой товарищ, любивший курить трубку. Сама Полина тоже дома не сидела. Ей довелось покомандовать сначала парфюмерной фабрикой, потом парфюмерной промышленностью и даже на некоторое время оказаться в кресле наркома.
Причем интересно, что Сталин сделал Жемчужину наркомом рыбной промышленности, к которой она до того момента не имела ни малейшего отношения. Но в СССР всегда почему-то считали, что если партия скажет «Надо», то все остальное мелочи: партийный работник – это такой человек, который и коня на скаку остановит, и ничего не понимая в какой-нибудь отрасли промышленности с успехом справится с ее руководством.
Молотов, кстати, был против такого назначения жены, прекрасно понимая, что закончиться это может печально – он же расстрельные списки не один раз подписывал. Но все равно назначили, хоть вскоре и сняли, отправив Жемчужину руководить текстильным главком. Хорошо хоть так:
«…1. Считать показания некоторых арестованных о причастности товарища Жемчужиной ко вредительской и шпионской работе, равно как их заявления о необъективности ведения следствия, клеветническими
2. Признать, что товарищ Жемчужина проявила неосмотрительность и неразборчивость в отношении своих связей, в силу чего в окружении товарища Жемчужиной оказалось немало враждебных шпионских элементов, чем невольно облегчалась их шпионская работа…»
«Неразборчивость в связях» возникнет в жизни Полины Жемчужиной еще раз. В 1948 году. И на этот раз дело закончится арестом и ссылкой.
Все дело заключалось в том, что Полина Жемчужина вообще-то при рождении получила имя Перл Соломоновна Карповская. Да, она родилась еврейкой. И в годы Великой Отечественной, когда Еврейский Антифашистский комитет помогал Родине в борьбе с Гитлером этот момент биографии ей очень пригодился.
А потом война закончилась. Но когда в Палестине появился независимый Израиль, то у Иосифа Виссарионовича не получилось сделать так, чтобы новая страна стала советским бастионом на Востоке. Более того, получилось с точностью до наоборот, несмотря на то, что СССР в первой арабо-израильской войне помогал оружием как раз евреям. Но независимый Израиль, несмотря на все кибуцы, коммунистическим становиться не захотел.
Виноватыми во всем этом стали «безродные космополиты» на Родине. Например, тот самый Еврейский Антифашистский комитет. И все, кто с ним были связаны. Порой рассказывают, что Жемчужина отправилась в ссылку за то, что позволила себе поговорить с послом Израиля Голдой Меир и сказать ей «Я – дочь еврейского народа». Но это – так, то, что наружи. На самом деле выслали жену Молотова, потому что она
«на протяжении ряда лет находилась в преступной связи с еврейскими националистами»
Через четыре года все связи стали не преступными, хотя если бы великий вождь не ушел в марте 1953 года в страну вечной охоты, то кто знает, не стала бы недавняя первая леди Советского государства "главой сионистского заговора" ?! Все ведь шло именно к тому, что её ждёт новый суд с таким обвинением, Жемчужину уже даже доставили в Москву для организации этого мероприятия.
Такое уж было время.
Но какая крепкая была любовь!
Прошедшая сквозь годы и расстояния.
Через огонь, воду и медные трубы.
Так уж получилось, что Жемчужина ушла из нашего бренного мира первой. Муж каждый день мотался к ней в больницу, но рак – такая болезнь, которая заканчивается печальным финалом.
В своем коммунистическом раю для двоих они встретились через 16 лет, после того, как Молотов, исключенный из КПСС в 1961 году, добился восстановления в партии, а потом ушел в закат и его похоронили рядом с любимой женой на Новодевичьем кладбище.
------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.