Греческая философия оказала существенное влияние на богословие Ветхого Завета, в том смысле, что иудейские категории теперь претерпевали изменения и в них вносились идеи, с одной стороны им не свойственные, с другой их расширяющие. Апостолы, будучи иудеями шли на определенный риск, когда писали Евангелия на языке понятном для широкой аудитории, но содержащие в себе некие таинства, в иудейском мышлении более загадочные, и для греческого языка не представимые.
Новый Завет предстает перед нами как нечто неожиданное с точки зрения жителя Палестины тех времен, и категории, которые для современного читателя кажутся естественными, тем не менее в те времена были революционными. Взять, к примеру идею Бога и Его Сына, апостолом Павлом возведенную в идеал и выраженную весьма емкой фразой в послании к Колоcсянам; " в Нем воплотилась вся полнота Божества телесно", что для ортодоксального иудея совершено ненормальная в рамках монотеизма и всего что с ним связано.
Когда мы начинаем разбираться в хитросплетениях богословских загадок, то постепенно добираемся до такой широко распространенной мысли, как "апокатастасис", которую впервые озвучил Климент Александрийский и впоследствии подхваченую его учеником Оригеном- Отцами Церкви, признанными мастерами и мыслителями той эпохи. Ориген - фигура неоднозначная во всем их списке, но не нам его судить. Существуют данные, что его в конечном итоге чуть ли не предали анафеме и отлучению, но влияние на греческое богословие этого человека было столь существенным, что игнорировать его попросту невозможно.
Само слово "апокатастасис" восходит к таким понятиям как; "восстановление", "устроение", "учреждение". В Новом Завете оно ярче всего представлено в Евангелии от Матфея в этом тексте:
"Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё". (Mф. 17:11)
"ἀποκαταστήσει" - не так часто встречается на страницах Нового Завета, оно гораздо чаще мелькает в своих однокоренных формах в Ветхом, что довольно странно на первый взгляд, и рождает множество догадок, хотя выглядит обычным термином, служащим для передачи идеи восстановления и преображения раннее разрушенного и уничтоженного. С этой точки зрения оно то и дело в Септуагинте (переводе ВЗ на греческий) встречается в книге Иова, где лично Иов, потерявший все и вся ждет времени, когда Бог обещает ему восстановление и он чаще всего на это ссылается. Вот, к примеру самое яркое тому подтверждение.
"И если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей". (Иов. 8:6)
Суть идеи "апокатастасиса" заключается во всеобщем восстановлении и окончании мрачной истории человечества. Ориген эту идею возвел до таких высот, что начались споры и они не прекращаются до сего времени. По мысли Оригена, Бог в конечном итоге спасет всех и даже самого дьявола.
Некоторые современные церкви, преимущественно протестатнского толка мысль эту поддерживают и всячески распространяют, что, впрочем, весьма спорно, а в некоторых случаях входят в прямое противоречие с темой книги Откровение, где однозначно утверждается о гибели нечестивых и дьявола в том числе.
С другой, есть определенные основания думать о безграничной благодати Божьей, которая, предлагая спасение, спасение это широко и глубоко выдает, без границ вливая в полотно человеческой истории и вплетая ее в жизнь каждого из нас, несмотря ни на что и ни на кого. Это впечатляющая по своей природе идея, может конечно и имеет право на свое существование, но оставляющая право отдавать место решения Богу Всемогущему, которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Если будет интерес, то я могу поделиться всеми текстами, где встречается понятие "апокатастасиса", как в Ветхом, так и Новом Заветах. В данном случае это экспромт, мысли которые роятся у меня время от времени в голове, прочитанное и продуманное на разных этапах жизни. Но тема на самом деле интересная и не лишенная оснований. Буду рад выслушать ваши идеи на этот счет.
Если желаете поддержать канал, буду очень благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243