Найти в Дзене

Изучаем поэтику кино по ремейкам

Ремейк имеет долгую историю развития. Первыми образцами можно считать античные драмы Сенеки, созданные на основе трагедий Софокла и Еврипида. Однако в литературоведении доминирует точка зрения, что ремейк оформляется в самостоятельный жанр в культуре только в конце ХХ столетия.

Определение ремейка как кинематографического жанра достаточно простое: это переписывание известного текста, чаще всего — «перевод» классического произведения на язык современности. Отличие ремейка от интертекстуальности культуры нового времени заключается в афишированной и подчеркнутой ориентации на один конкретный классический образец, в расчете на узнаваемость «исходного текста» (причем не отдельного элемента-аллюзии, а всего оригинала).

Основное отличие ремейка от классического кинотекста заключается в современной технической реализации и новом визуальном стиле.

Ремейки делают во всех странах, это неотъемлемая часть индустрии кино. В последние 10 лет мировой кинематограф особо сильно заполонила страсть к переделыванию старых сюжетов, но с новыми актёрами и на новый лад.

Некоторые фильмы уже тоже стали классикой. Так в 2007 году Тимур Бекмамбетов снял продолжение мелодрамы Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». Легендарный фильм «Экипаж» Александра Митты знают почти все, и оттого было понятно напряженное отношение публики к заявлению продюсеров о желании сделать ремейк на первый советский фильм-катастрофу. Поэтому довольно быстро режиссер Николай Лебедев открестился от формата ремейка, сделав главным героем не весь экипаж, а только молодого, талантливого и неформатного пилота (Данила Козловский).

Фильм-катастрофа Александра Митты 1979
Фильм-катастрофа Александра Митты 1979
2016
2016

Есть опыт и переосмысления зарубежной классики, например, «Всё могут короли» (2008) Режиссёр российской версии: Александр Черняев. Оригинал: «Римские каникулы» (1953).

-3

Что явилось причиной, по которой в отечественном кино все чаще и чаще появляются ремейки? Кризис сценарных идей? Существует несколько причин, по которым ремейки стали столь популярными. Во-первых, они предоставляют возможность зрителю пережить или вновь насладиться знакомыми историями, которые удостоились признания в прошлом. Это особенно актуально сегодня, когда ностальгия по прошлым временам становится все более популярной. Но главное, видимо, в другом. Ремейки позволяют вносить изменения и модификации в исходное произведение, чтобы ответить на новые вызовы и требования современности. Таким образом, ремейк может быть не просто копией оригинала, но и своеобразной интерпретацией или переосмыслением его содержания и идеи.

Ремейк может быть способом для художника или режиссера выразить свое собственное видение оригинального произведения. Он может раскрыть новые аспекты и персонажей, экспериментировать с жанрами и стилями, а также добавлять новые смыслы и интерпретации.

Есть и негативная сторона у ремейка. Современные копии вытесняют оригинал, элиминируя его присутствие и подлинность и как бы уничтожая саму структуру памяти. Подобная ситуация характеризуется тем, что современность, тиражируя новый набор копий, реализуя снова и снова свой «репродукционный проект», беспрестанно вытесняет прошлое в небытие, в сферу забвения. Это поясняет М. Ямпольский: «Мир, запечатленный на пленке, изначально теряет свою подлинность, будучи только кинокопией самого себя, только репродукцией».

Советую прочитать: Поэтика ремейка

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ