Интересный такой. Шестнадцать ему. Зовут Саша. Ходит с сыном к психологу на арт-терапию.
Надо сказать, странно ходит. Бывает, что каждую неделю. Месяца два или три подряд. А потом вдруг на столько же пропадает.
И появляется вновь, как красно солнышко.
Приходит всегда один, живёт совсем рядом, в соседнем доме.
У него тоже Аспергер, память феноменальная. Увлекается советским кинематографом, цитирует чуть ли не целиком фильмы, выучил биографии актёров.
Знает наизусть много стихов и огромные поэмы. "Сказку о рыбаке и рыбке" Пушкина читает по ролям весьма вдохновенно.
Неплохо поёт. Я заслушалась, когда они с Серафимом исполняли дуэтом песню про медведей из "Кавказской пленницы." Жаль, что на хор с нами не ходит, учится по субботам.
Ну так вот, пришёл он, значит, в пятницу в тонюсенькой шапочке. На улице страшный мороз. А под курткой только футболка.
А я возьми его и спроси: "Саша, тебе не холодно?"
А Саша обиделся. Сказал: Мне холодно?! Да вы что, у меня куртка самая крутая горнолыжная. В ней можно спать на снегу."
Это было перед занятиями. А в конце я уже с ним не разговаривала. Мне нужно было собрать поскорее сына, чтобы успеть добраться до дома, переодеться в парадную одежду и поехать в театр.
А это задача сложная. Он ходит со всеми общается, задаёт вопросы. Потом зачем-то начинает сильно нервничать, бегать туда-сюда, издавать разные звуки, повторять одно и то же: "Я тебя обожаю. Скажи, что да..." Гонять по кругу свои шесть фраз.
Я ему: "Собирайся." А в ответ то же самое.
Говорю: "Надевай шапку." Пошёл искать, куда положил.
А тут Саша: "Это вы мне? Не надо так говорить. Я уже взрослый. Мне скоро 17. И я уже знаю сам, что мне делать. А вы указываете. То к куртке моей привязались. Теперь к шапке."
Я ему в ответ: "Знаешь, Саша, я вообще-то сейчас с Серафимом общаюсь, хочу, чтобы он быстрее оделся."
А Саша мне: "Тогда тем более так нельзя говорить. Серафим ещё старше, а вы обращаетесь с ним как с маленьким."
И пошёл, оставив меня в недоумении.
Вот вроде и не планируешь так обращаться с сыном, но иногда приходится, когда он не реагирует на мои слова и начинает чудить.
И мне бы очень хотелось, чтобы он стал похожим на Сашу, гордым, самостоятельным.
Что-то уже намечается. Но впереди очень много работы.
Серафиму нужно принять все свои особенности и научиться с ними жить, не ожидая подсказок со стороны.
А мне надо ослабить контроль над ним. Абсолютно прав Саша. Негоже, чтобы взрослому парню мать указывала, что и как делать.
А у меня характер такой. Я и мужу могу сказать: "Надень шапку и застегни куртку." Как будто бы он не сорокамноголетний человек, а пятилетний мальчик.
Не спрашивайте, почему так. Объяснить этого не могу. Забочусь, гиперопекаю своих мужчин, хотя и знаю, что это плохо.
С Серафимом так точно нельзя. Слишком я его прогнула, пытаясь сделать удобным для себя.
Сейчас в нём ничего нет от того мальчика, который не слушался, делал всё назло, наперекор, пытался вызвать эмоции, бежал куда-то сломя голову и творил всякую дичь.
Теперь он всё на сто рядов обдумывает, советуется со мной, как лучше. А я опять сержусь, говорю слушай: "Ты взрослый парень, своя голова должна быть на плечах. Почему ты у меня спрашиваешь?"
Не хочу ему подсказывать, не хочу его учить тому, что он и так понимает, не хочу, чтоб он мне вечно заглядывал в рот и ждал каких-то команд.
Хочу найти ту золотую середину, чтобы не вмешиваться в его взросление, лишь мягко направлять туда, куда нужно.
Но это, оказывается, так сложно. Теперь приходится ломать себя, заставлять себя молчать. А иначе никак.
Если думать за ребёнка (а в нашем случае за молодого гражданина), то он и палец о палец не ударит, не будет сам шевелить мозгами. А это путь куда?
Правильно, в никуда. К деградации, вторичной умственной отсталости. А нам такого не надо.
Так что да, прав Саша, хоть немного грубо выразился. К его словам я прислушаюсь. И голосу своего разума.
З.Ы. Пойду на этой неделе закажу ключ от квартиры и от подъезда. А то негоже, что у нас со взрослым сыном одни ключи на двоих. Теперь у него будет свой собственный. И не нужно будет никому никого ждать на улице, звонить в домофон.
Ещё бы научить его эти ключи не оставлять с другой стороны двери и закрывать её, как только вошёл в дом. И будет полный порядок.
Для этого, видимо, придётся писать инструкцию и вешать её на дверь.
СпрОсите, почему не дали ключи раньше, так я отвечу - он бы их выкинул или где-нибудь потерял.
А вот сейчас уже вижу, что самое время. Человек стал ответственным, ему можно доверять.
И дальше работать над его самостоятельностью. Как только появятся какие-то успехи, я вам о них обязательно расскажу.
А пока всё то же самое: ходит один по окрестностям, совершает покупки в магазинах, выполняет поручения, которые я ему даю. Хозяйничает дома, пока разгуливаю по поликлиникам.
А как вы считаете, прав Саша, стоит прислушаться к его словам? Что нужно в себе изменить в первую очередь, чтобы помочь сыну стать взрослым, самостоятельным?