52,7K подписчиков

Как и почему погиб Валерий Чкалов?

16K прочитали
Трагедия произошла 15 декабря 1938 года,  ровно 85 лет назад. Но почему она произошла?

Трагедия произошла 15 декабря 1938 года, ровно 85 лет назад.

Но почему она произошла?

О летчике Чкалове написано немало книг и исследований, основанных на документах, извлеченных из самых секретных архивов. Но единого мнения о причинах и обстоятельствах его загадочной гибели нет до сих пор. Так, сын летчика, Игорь Валерьевич, не раз заявлял, что на отца в общей сложности было совершено восемь покушений и убили его преднамеренно...

В.П. Чкалов
В.П. Чкалов

Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н. Поликарпова. О нем можно прочесть ЗДЕСЬ:

Полетное задание предписывало летчику В.П. Чкалову совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей ... по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.».

В этот день резко похолодало - был мороз около 24 градусов. В.П. Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт…

В кратком сообщении, которое руководство завода № 156 направило сразу после катастрофы И.В. Сталину и В.М. Молотову, говорилось:

"Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500 - 600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д. № 13) возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".

По другим данным Чкалов был жив еще  от 40 минут до двух часов. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам».

Тем не менее, сразу после катастрофы были арестованы  заместитель Поликарпова  авиаконструктор Д.Л. Томашевич,  директор завода № 156 М.А. Усачев, начальник главка Наркомата оборонной промышленности С.И. Беляйкин,  начальник Летно-испытательной станции (ЛИС)  полковник В.М. Порай и др. А гибель  летчика Чкалова вызвала массу слухов, легенд и кривотолков. И до сего времени, несмотря на заключения официальных комиссий,  существует несколько версий о причинах  падения самолета, которым управлял Чкалов.

Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали?

Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных  комиссиями 1938 и 1955 годов, основная  причина трагедии названа ими одна и та же -  переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте  от 17 декабря 1938 года формулировка следующая - "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом".

Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании поста­новления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М. Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, «на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно пер­вого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно». В качестве «наиболее верной причины вынужденной посадки са­молета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его пере­охлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом[1].

М.М. Громов
М.М. Громов

Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу - самолет недоработан, а то, что называют человеческим фактором, поспособствовало трагедии.

Первая комиссия прямо указала, что «гибель т. Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода № 156». По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия (снятия) жалюзи, - написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний.

На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и  недоделки, а  при его сборке и испытаниях   допущена недопустимая поспешность.  Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г.Ф. Байдуковым[2], а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы[3], старшей дочерью летчика  В.В. Чкаловой  в  написанных ею книгах  «Чкалов без грифа «секретно» и  «Валерий Чкалов».

Надо отметить, что помимо перечисления недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н. Поликарпова и самого В. Чкалова:

«Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовлен­ном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эк­сплуатации истребителей в различных температурных ус­ловиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое ис­кусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохла­див мотор при планировании, Чкалов не смог воспользо­ваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на по­селок. Усачев М.А., Беляйкин С. И. и Порай В.М. не смогли бы запретить вылет В. П. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользова­лись таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить»[4].

А вот какую оценку действиям летчика дал К.Е. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г. № 070: "...погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома...".

К.е. Ворошилов
К.е. Ворошилов

Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только (а может быть и не столько) по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание. Основания для этого у них есть, так как  ни одна комиссия по существу не сказала,  что же превалировало – дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор?

Между тем, при анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность – выводы  ничем не обоснованы, не говоря уже об отсутствии каких-либо расчетов. Есть сомнения и в беспристрастности экспертов. Например, акт 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М. Громова, начальником 1-го Главка Министерства авиационной промышленности А. Тер-Маркаряном и директором завода №320 М. Кононенко, появился на свет в результате  нескольких  ходатайств о пересмотре дела в отношении  бывшего начальника того же 1-го Главка С. Беляйкина[5].  Причем, М. Громов подписал акт 8 июня, а члены комиссии только … 9 ноября того же года (!?). Самое интересное, что 10 ноября, то есть на следующий день следователь Главной военной прокуратуры капитан Терехов закончил составление своего заключения с обоснованием необходимости внесения протеста по делу № 967206.

Поверхностные и мало чем подкрепленные доводы «экспертов», акцентировавших «вину» Чкалова и не содержащие обоснованных выводов о причинах аварии, подкреплялись свидетельскими показаниями.

Так, бывший начальник Летно-испытательной станции осужденный  В. Порай в письме от 15 марта 1940 года, адресованном в парторганизацию ЛИС завода №156, писал: «В последнем полете Валерий Павлович проявил тоже большую горячность, о которой многие помнят… он кричал на Яковлева, называя его саботажником», поскольку Яковлев протестовал «против такой спешной подготовки самолета».  В том же письме Порая есть зачеркнутая им после написания фраза – «все мое товарищеское отношение к Валерию было направлено на его воздержание от ненужного удальства…».

А вот что написал А. Клембовский, выступая в защиту конструкторов и инженеров: «Пришло время вспомнить о крутом характере Чкалова, его своеволии, большой пробивной силе. Кто мог противостоять ему? Берия должен был высылать автомашины на аэродром, чтобы 12 декабря перегородить взлетную полосу перед И-180. Приходится признать этот факт. Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям... В результате группа конструкторов и инженеров И-180 пострадала напрасно. И позорно, не разобравшись, сваливать на них вину за гибель пилота и машины, что в авиации, к сожалению, происходило и раньше, и позднее. Попытки некоторых лиц обосновать, что Чкалова сознательно "убили" - являются ложными, не подтверждаются очевидцами и документами» [6].

Тем не менее, сторонников версии об умышленном убийстве Чкалова по-прежнему немало. Придерживаются ее и дети В.П. Чкалова.

В.П. Чкалов с семьей
В.П. Чкалов с семьей

Его дочь, Валерия Валерьевна, например, утверждает:

- Документы, с которыми я получила возможность познакомиться, свидетельствуют о том, что ни о какой случайности речь не может идти. Самое главное теперь ясно: гибель отца легко можно было предотвратить. В этом меня окончательно убедили два письма Берии, написанные 12 декабря, в день, который первоначально был назначен для испытаний, и 15 декабря - сразу же после катастрофы[7].

А вот, что говорит сын Игорь Валерьевич:

- Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина. В одной из книг приводится эпизод, когда разговор с вождем закончился тем, что отец встал и так хлопнул дверью, что Поскребышев подскочил на стуле. На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: «Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен»[8].

В другом интервью сын, правда, признает, что документальных подтверждений версии преднамеренного убийства недостаточно, но замечает, что после того, как отец отказался от должности наркома внутренних дел, на него было совершено семь покушений.[9]

Об этом, - о пущенном под откос поезде, на котором должен был ехать Чкалов, о патронах, которые давали осечку и при переламывании ружья стреляли то ли в обратную сторону, то ли – в ту же, но через несколько секунд, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя; о раскрытом НКВД заговоре, в результате которого легендарного летчика должны были зарезать дети кулаков, о специально оставленном в замке шасси самолета сверле и некоторых других «покушениях», - якобы, рассказал сыну перед уходом на фронт личный охранник Чкалова И.И. Варенов. Других сколь либо серьезных доказательств и свидетельств в подтверждение подобного рода сенсационных заявлений, нет. Поэтому откровения сына Чкалова, со ссылкой на Варенова, свою мать и некоторых других лиц, вызывают большие сомнения в своей достоверности…

В то же время, несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется факты, косвенно свидетельствующие о том, что эта версия имеет право не только на свое существование, но и на дальнейшую проработку.

Л.П. Берия
Л.П. Берия

Во-первых, странновато выглядит история с тремя автомобилями «Паккард», якобы, перегородившими взлетную полосу; предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, письмо Лаврентия Берии от 12 декабря, в котором он прямо информировал первых лиц страны о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова. Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из получивших сообщения Берии так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему-то только на 12 декабря.

Во-вторых, нельзя не обратить внимание на значительное число загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова. В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н. Лазарев. Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В. Порай и начальник Главка НКАП В. Беляйкин сгинули в лагерях[10]. Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на Павла Судоплатова, - двух офицеров НКВД, которые вечером 14 декабря были в гостях у В. Чкалова...

Судя по материалам дела, Лазарева успели допросить всего один раз. Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности.

Не найдете вы в материалах дела и ответов на такие вопросы: почему директор завода М. Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С. Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря? Именно - преднамеренно. В обвинительном заключении указывалось, что Беляйкин «не явился в день полета 15.12.1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15.12.1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром».

Не будем забывать, что эти «отчаянно смелые» поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью...

И-180
И-180

Истина может лежать где-то посередине. Приведенные версии гибели Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими.

Многие знали, что самолет - сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения. Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна «сработать».

Весь вопрос в том, - кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел. Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя. Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения «врагов народа», и ходатайствовал перед ним об освобождении некоторых людей, необоснованно, по его мнению, арестованных. Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним.

Между тем, нельзя исключать, что расправиться над Чкаловым таким образом мог кто-то из недоброжелателей рангом пониже. И не обязательно при этом гибель легендарного летчика связывать с политическим заказом. Мотивы могли быть иными – месть или зависть. А недоброжелателей у Чкалова было немало. К сожалению, следствие все расследование перевело в плоскость контрреволюционного вредительства и эту версию практически не отрабатывало. В. Порай в этой связи писал: «следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию»[11].

Место гибели В.П. Чкалова
Место гибели В.П. Чкалова

Справочно. М. Усачев и С. Беляйкин были осуждены Военной коллегией 20 июня 1939 года по ст. 58-7 УК РСФСР (вредительство) на 15 лет лишения свободы каждый. В. Порай осужден в тот же день по этому делу по ст. ст. 17-58-7 УК РСФСР на 10 лет лагерей. По ходатайству МВД СССР Президиум Верховного Совета СССР своим постановлением от 18 августа 1943 года досрочно освободил М. Усачева от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости – «за успешное выполнение ряда заданий оборонного значения». В своем заключении от 10 ноября 1956 года следователь Главной военной прокуратуры капитан Терехов, не усматривая контрреволюционного вредительства в действиях осужденных, предлагал дело в отношении С. Беляйкина и В. Порая (которых к тому времени не было в живых) прекратить полностью, а действия М. Усачева переквалифицировать с контрреволюционной статьи на ст. 111 УК РСФСР. Не согласившись с его мнением, Военная коллегия 25 января 1956 года реабилитировала всех троих за отсутствием в их действиях состава преступления.

[1] Надзорное производство ГВП №47860-38, с. 295-298.

[2] Г.Ф. Байдуков, входивший в состав первой комиссии, утверждал, "что Чкалова фактически убили, обязав его вылететь на недоделанном самолете".

[3]При подготовке книги были использованы документы из архива Президента РФ, ЦА ФСБ РФ, из дела "Переписка по самолету И-180», которое хранится в фонде Н.Н.Поликарпова в Центральном государственном архиве МО РФ.

[4] Здесь и далее - Надзорное производство ГВП №47860-38.

[5] Одно из первых таких ходатайств подписали 20 мая 1944 года конструкторы Яковлев, Туполев и летчик Коккинаки.

[6]"Крылья Родины" 2002, №1.

[7]Интервью В.В. Чкаловой корреспонденту "Парламентской газеты", 15.12.1999.

[8]Интервью И.В. Чкалова корреспонденту журнала «Большая Волга», 16.08. 2002 г, №28.

[9] Московский комсомолец, 16.11.2001.

[10] Большинство авторов указывают, что Беляйкин отсидел в лагере 5 лет и был убит на следующий день после выхода на свободу. Между тем, по материалам дела В. Порай погиб в лагере в 1942 году, С. Беляйкин – в 1950 г.

[11] Надзорное производство ГВП №47860-38, с. 84об.

Мои книги ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Также можно прочесть мои публикации в Telegram-канале: